Кинотеатры
18 января. "Хлеб и молоко" (режиссер Ян Цвиткович), в рамках МКФ "Лики любви". Дом актера, 15.00 (повтор - 19 января, 15.00, "Мир Кинотавра").
Эта словенская драма победила в дебютной программе Венецианского международного кинофестиваля. Каждая несчастная семья, как известно, несчастлива по-своему. Если режиссеру удается запечатлеть с драматизмом и экспрессией историю конфликтов внутри маленькой обычной семьи, от фильма невозможно оторваться, каким бы тяжелым и печальным он ни был. По мнению видевших "Хлеб и молоко", это именно такой случай.
18 января. "Ашока" (режиссер Сантош Сиван), в рамках МКФ "Лики любви". Дом актера, 18.00 (повтор - 19 января, 18.00, "Мир Кинотавра").
Современное, но знакомое еще со времен советского проката индийское кино. Постановочное, костюмное, яркое, громкое, романтическое. С неповторимым теплым колоритом и горячей энергетикой. Таинственные принцессы, суровые правители, страсть и война. И все из реальной истории Индии - до нашей эры.
С 18 января. "Любовники" (режиссер Жан-Марк Барр). "35 мм".
Мелодраму уже давно привыкли считать жанром интернациональным. И любые этнические проблемы в ней, как правило, чистая условность. Жан-Марк Барр эту условность актуализирует, разворачивая сюжет о любви француженки и югослава. В частную жизнь вмешивается большая политика, что сразу же обеспечивает героям экстремальную ситуацию.
С 18 января. "Образцовый самец" (режиссер Бен Стиллер). "Алмаз", "Америка-Синема", "Байконур", "Варшава", "Каро-фильм", "Каро-фильм-2", "Первомайский", "Победа", "Пушкинский", "Пять звезд", "Ударник", Центральный Дом литераторов.
Штампы бывают тупые и абсурдные. Бен Стиллер предпочитает вторые. В фильме, который он сам для себя поставил, чтобы без помех сыграть все, что мечталось, потрясает ворох клише из боевиков всмятку с примитивнейшими комедийными гэгами. Постные чиновники, злобные дельцы, очумелые супермены и Милла Йовович поданы в мелкой россыпи. Посмотреть и забыть.
С 24 января. "Приключения трупа" (режиссер Жан-Жак Бенекс). "Варшава", "Каро-фильм", "Каро-фильм-2", "Художественный", "Победа", Центральный Дом литераторов.
Психоаналитики - такие же психи, как и их пациенты. Но не все занимаются перетаскиванием трупов с тем рвением, которое присуще герою Бенекса. Автор "Дивы" и "Луны в сточной канаве" создал рождественскую черную комедию с хеппи-эндом. Самое эстетичное и эротичное в ней - труп. Самое бесполезное - денежные купюры. Самое трогательное - сексуальный маньяк на кладбище.
С 24 января. "Ванильное небо" (режиссер Кэмерон Кроу). "Ролан".
Не в каждом американском фильме собирается столько звезд сразу. Здесь помимо Тома Круза и Пенелопы Крус появляются еще и Кэмерон Диас, Джейсон Ли и Курт Рассел. Стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть, чем их всех будет занимать режиссер. Любовная романтика - беспроигрышная штука в кино. Особенно если в центре герои, сыгранные актерами, чьи любовные перипетии все и везде постоянно обсуждают. Но запасливый Кэмерон Кроу не ограничивается романтикой и приберегает для зрителя триллер, который вырастает из мелодраматической ревности, катастрофы и увечья.
Екатерина Сальникова
Театры
18 января. "Король Убю" А.Жарри в театре "Et Cetera". Постановка Александра Морфова.
В конце спектакля, когда Александр Калягин в лохмотьях беглого короля покидает бутафорскую Польшу, он кричит: "Все поляки погибли, и Смелянский погиб, и Соколянский, и Должанский". Для тех, кто не очень в курсе, - это фамилии известных театральных критиков. Впрочем, их-то в зале и не было - не пустили. Попросили прийти позже, когда построенный на экспромте спектакль будет сыгран, мизансцены выучены, а реплики заучены вхруст. И что же вышло? Одна малюсенькая рецензия в заводской многотиражке - вот что вышло. А спектакль-то очень даже ничего - веселый и бодрый, с настоящими матюгами и прекрасными декоративными конструкциями от Эмиля Капелюша.
19 января. "Старосветские помещики" Н.Гоголя во МХАТе имени Чехова. Постановка Миндаугаса Карбаускиса.
У Табакова план - два спектакля в месяц. Получается, что режиссеру дается 7-8 недель на производство. С нуля - до премьеры. Темп, сами понимаете, не шуточный. Тут думаешь, как бы костюмы успеть примерить, не то что мизансцены додумать. Так что идут на такой риск не все - в основном молодые, кому нужны авансы и имя. Миндаугас Карбаускис - такой. Не успел закончить ГИТИС, а уже премьера в "Табакерке", теперь вот - МХАТ. "Помещики" - спектакль на двоих, грустный и немножко затейливый. В заглавной мужской роли артист Семчев, известный по рекламе пива. Мощный характерный артист, кстати.
20 января. "Москва - открытый город" в Центре имени В.Высоцкого. Постановка Владимира Мирзоева.
Действо состоит из нескольких разухабистых частей с музыкальным сопровождением. Играются разнообразные тексты, среди которых есть и неплохие. К примеру, "Глаз" Максима Курочкина. Это очень добрая, очень трогательная сказка о городе и человеке. Об истории и ее месте.
24 января. "Король-олень" К.Гоцци в РАМТе. Постановка Николая Рощина.
Премьера "Короля-оленя" была назначена на декабрь. Но отчего-то, то ли из-за неготовности декораций, то ли еще отчего, была перенесена на неопределенный срок. И вот, кажется, все готово, и мы сможем увидеть второй спектакль талантливого молодого режиссера Рощина. Его первая постановка - "Пчеловоды" была молчалива и темна. Что будет теперь - поглядим. Очень интересно, ведь "Король-олень" - волшебный, магический текст. Да еще с прекрасным кинематографическим прошлым.
Антон Красовский
Балет
18 января. "Ромео и Джульетта". Московский музыкальный театр.
Спектакль Театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Все та же история про веронских влюбленных в камерном варианте. Балетоманам рекомендую обратить внимание на исполнителя партии Меркуцио - Николая Чевычелова.
19 января. "Лебединое озеро". Большой театр.
Постановка Юрия Григоровича. Все строго, трагично и многозначительно. Финал грустный: Одетта погибает, тихо опускаясь на пол. Когда-то за возможность сделать несчастливый конец хореограф бился с Фурцевой, которая, разумеется, победила, потому что советскому человеку нужен оптимизм. Теперь Григорович добился своего.
19 января (14.00). "Золушка". Кремлевский дворец.
Предложение "Кремлевского балета". Автор костюмов француз Жерар Пипар в момент создания спектакля работал у Нины Риччи. В платьях и камзолах элегантность вам обеспечена. Все остальное от хореографа-постановщика Владимира Васильева. А он любит искусство наглядное, как звездная картинка в планетарии: Кривляка кривляется, Злюка злится, Золушка убирает золу.
20 января. "Пиковая дама", "Пассакалья". Большой театр.
Два балета, недавние премьеры ГАБТа, в постановке Ролана Пети. Группа танцовщиков в белом проделывает искусные хореографические построения под сложную для уха музыку Веберна - это "Пассакалья". А в "Пиковой", как положено, кипят игорно-любовные страсти: Германн увлечен тайной старой Графини до такой степени, что готов отдать ей и молодое тело, и преждевременно постаревшую душу.
20 января (14.00). "Том Сойер". Кремлевский дворец.
Постановка "Кремлевского балета". Артисты некоей балетной труппы в балетном классе от нечего делать (посмотрела бы я на такую труппу, которой на классе нечего делать!) разыгрывают историю про Тома Сойера. А что здоровенная тетя Полли целуется с девушкой, так это оттого, что тетя - вовсе не тетя, а дядя в облике тети. Роль у него такая в театре.
21 января. "Дон Кихот". Российский молодежный театр.
Премьера в Русском камерном балете "Москва". Традиционный "Дон Кихот" от Горского, подредактированный Михаилом Лавровским. Танцуют премьеры Камерного балета "Москва" Наталья Чеховская и Василий Полушин.
21 января. "Последнее танго". Концертный зал имени Чайковского.
Премьера "Имперского русского балета". Будет идти вместо "Грез любви", которые глава "имперцев" Гедиминас Таранда не поделил с хореографом и продюсером. Устав от тяжбы, Таранда решил заиметь собственный танго-спектакль. В нем уже не два, а три главных героя: два бывших русских белых офицера влюбляются в балерину. Действие происходит в 20-е годы прошлого века в Париже.
Майя Крылова
Филармония
18 января. 80-летие Московской филармонии и виртуозный Стадлер.
В БЗК свое владение романтическим виртуозным репертуаром представляют Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Владимир Вербицкий, и скрипач Сергей Стадлер. В программе - всегда готовые произвести впечатление Вьетан, Сен-Санс (скрипичные концерты) и для объема - симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра".
19 января. Итальянская музыка, русский голос.
В МЗК солидное сопрано. Надежда Красная и ее видение итальянской вокальной музыки самого широкого временного охвата. Будут Вивальди, Фальконьери, Перголези, Скарлатти, Россини, Беллини, Пуччини, Бойто.
21 января. "Оркестр еврейского народа", Зубин Мета и Михаил Плетнев.
В БЗК - событие. Израильский филармонический оркестр, который носит титул "Оркестра еврейского народа", и его пожизненный художественный руководитель и главный дирижер маэстро Зубин Мета своим единственным концертом в Москве с участием Михаила Плетнева за фортепиано откроют Фестиваль искусств, посвященный 10-летию премии "Триумф". Артистическое агентство "Краутерконцерт" и фонд "Триумф" обещают в высшей степени качественные интерпретации стильной европейской классики. Как то: Увертюры "Розамунда" Шуберта, Пятого фортепианного концерта Бетховена и Первой симфонии Малера - композитора, к которому Зубин Мета и ИФО испытывают особенное пристрастие. О билетах лучше позаботиться вчера.
22 января. Оркестр Когана и Петрушанский.
Московский государственный академический симфонический оркестр п/у Павла Когана с дирижером Владимиром Вербицким играют "Вальс-фантазию" Глинки и Пятую симфонию Чайковского. С пианистом Борисом Петрушанским они же предъявят еще Третий фортепианный концерт Прокофьева.
24-25 января. Танцы Кали-Юги.
В артистичном, с европейскими манерами культурном центре "Дом" 24 января вечером начнется нетривиальное - авторский фестиваль (формально - "фестиваль работ") композитора Владимира Мартынова, который программно и по-экстремистски чурается всякого афишированного авторства. Мартынов - эмблематическая фигура для русской новой музыки. Одновременно диковатое и эстетское мероприятие соберет лучшие исполнительские силы:
24-го - авторитетный Ансамбль ударных инструментов Марка Пекаркого (концерт с названием "Ударные").
25-го - звезда филармонической и "альтернативной" сцен, специалистка по барокко и новой музыке скрипачка Татьяна Гринденко с ансамблем Opus Posth (концерт "Струнные").
Юлия Бедерова
Рок-поп
19 января. В клубе "Свалка" будут играть молдаване Zdob si zdub. В клубе "Точка" - Михей и "Джуманджи", а в клубе "16 тонн" - группа "7б". Начало в 23.00. Другие интересные концерты в этот вечер: "Альянс" в "Запаснике", "Колибри" в "Китайском летчике Джао Да", "Пилот" в клубе "Ю-ту" и "Торба-на-круче" в "Форпосте".
20 января. Группа Team ocean с программой "Team Spirit" даст концерт в клубе "Свалка". В "Точке" отзвучит "Оргия праведников", а в Центральном Доме художника появится коллектив "Зимовье зверей". Другое: в "Китайском летчике" выступит Анатолий Герасимов, в бард-клубе "Гнездо глухаря" - певец Трофим.
21 января в клубе "Б2" состоится концерт Александра Ф.Скляра. Начало в 23.00. В "Ле-клабе", как всегда, будет Игорь Бутман и его "Биг бэнд", а в "Свалке" сыграет ряд до неприличия малоизвестных команд: "Ночь", "Электрик", "40 0", "Товары для детей".
22 января. В самом неуютном заведении Москвы (имеется в виду клуб "Б2") будет играть самая трудно сказать какая группа "Магнитная аномалия". В "Свалке" снова молодняк - без комментариев: "Том Сойер", "Burito", "Без комментариев". А в клубе "Форпост" - последние хиппи, можно сказать, "Умка и Броневичок". Разнообразие в свою программу вносит "Ле-клаб". Там в этот вечер - Гай Баркер.
23 января. Реггиманы всех стран, соединяйтесь! Поклонники культа Джа с дредами и без, в клуб "Б2" приедет группа "Комитет охраны тепла". Начало в 11 вечера. В клубе "Бункер" в это время будет работать команда "Чер-та", а в "Гнезде глухаря" на одноименной вечеринке будут "смеяться барды".
24 января. Осенью неугомонный лидер гремевшего некогда по всей России "Наутилуса Помпилиуса" Вячеслав Бутусов приступил к осуществлению давно уже задуманного. Задумал же он собрать новую группу. Хотел вначале, чтобы группа сплошь состояла из одних только молодых (моложе 30) музыкантов. Но первый же завербованный эту концепцию разрушил. И вряд ли Бутусов об этом жалеет. Потому что первым завербованным стал Георгий Каспарян - бывший гитарист другой гремевшей в 80-х по всей России группы. Группы "Кино". Потом пришел еще один немолодой, но тоже небезызвестный музыкант - клавишник и духовик Олег Сакмаров, игравший долгие годы в "Аквариуме". Барабанщика взяли из группы "Пойманные муравьеды". Зовут Евгением Кулаковым, и стучит он не хуже любого самого уважаемого драммера. Бас-гитару взял на себя сам Бутусов (что для него не вполне характерно). Супергруппа - именно так во всем мире называют группы, которые состоят из не просто хорошо зарекомендовавших себя, но из очень и очень известных музыкантов. И, судя по всему, собранная Бутусовым команда - это первая супергруппа в России, которая собралась всерьез и надолго. Название - "Ю-Питер". Сейчас они играют песни из репертуара "Наутилуса", из сольников Бутусова и из его совместной с электронными "Deadушками" работы "Элизобарра-торр" (концертная программа "Ю-Питера" из Питера называется просто "Элизобарра"). Первый большой московский концерт группы состоится в ДК имени Горбунова 24 января. В "Бункере" в этот вечер - группа "Бабслей", а в "Б2" - "Мультфильмы". А в УСЗ "Дружба" - великий альтернативный музыкант, философ, актер, книгоиздатель и просто хороший человек Генри Роллинз со своим "Rollins band". Начало в 20.00.
25 января группа "Ю-Питер" даст свой первый клубный концерт. Это случится в "Свалке". В клубе "Точка" в этот вечер будет играть екатеринбургская поп-группа "Смысловые галлюцинации". После их последнего альбома "Лед-9" уже просто рука не поднимается отнести их хоть косвенно к рок-н-роллу. Скорее всего такие песни, как "Зачем топтать мою любовь", это продолжение традиции русского шансона. Причем такого, который проповедуют группы вроде "Белого орла".
Глеб Давыдов
Состязания
18 января. В Москве, в Колонном зале Дома Союзов, с 16 по 26 января проводится финальный матч чемпионата мира по шахматам по версии ФИДЕ. Совершенно неожиданно для болельщиков и даже для специалистов звание очередного чемпиона мира ФИДЕ разыгрывают между собой два украинца - знаменитый Василий Иванчук и молодой Руслан Пономарев. Предыдущий чемпион индиец Вишванатан Ананд уже сложил свои полномочия. Призовой фонд финала составляет 750 тыс. долл., из которых 500 тыс. достанутся победителю. Формат финала ЧМ таков: 8 "классических" партий (по полтора часа на одну партию, с "фишеровскими часами", то есть с добавлением времени за каждый сделанный ход). Затем - тай-брейк (при равном счете): быстрые шахматы - по 20 минут и блиц - по 5 минут.
На кортах Мельбурна продолжается Открытый чемпионат Австралии по теннису - первое крупное теннисное соревнование года, один из четырех турниров "Большого шлема". Продлится Australian Open до 27 января включительно.
19 января. В Москве стартует одиннадцатый по счету Кубок чемпионов Содружества по футболу. В нем участвуют 15 команд-чемпионов стран бывшего СССР, а также молодежная сборная России вне конкурса. Призовой фонд турнира остался прежним: 100 тыс. долл., а вот поля и формат проведения соревнований по сравнению с прошлым годом претерпели изменения. Искусственное покрытие главной арены турнира - СКК "Олимпийский" - заменено, как говорят, "на более современное". При этом все спортивные издания добавляют: "по просьбе руководства "Динамо", Киев". Дело в том, что годом ранее один из тогдашних лидеров киевлян Герасименко получил на старом, "несовременном" покрытии сложный перелом и надолго выбыл из строя. И хотя, видимо, остальные участники не столь трепетно относятся к здоровью своих игроков, по настоянию украинцев покрытие все же сменили. Но и это еще не все. Как, наверное, многие помнят, год назад, помимо травм, украинские чемпионы "прославились" отвратительными турнирными результатами. Играли тогда в основном резервисты и доигрались до того, что Украина вылетела в первую лигу (согласно тогдашнему формату, чемпионы делились на высшую и первую группы). Сгоряча тогда руководители динамовцев пообещали больше никогда не приезжать на такой Кубок в Москву┘ Однако остыли и приедут, даже обещают играть основным составом. Это потребовало не только нового покрытия, но и смены формулы турнира, вернее, возврата к ранее существовавшей формуле. Теперь все 16 участников разделяются на 4 группы (без каких-либо "высших" и "невысших") и играют в один круг. В группу A вошли "Спартак" (Москва, Россия) - прошлогодний обладатель Кубка, "Нефтчи" (Фергана, Узбекистан), "Шериф" (Тирасполь, Молдавия) и "Пюник" (Ереван, Армения). В группе B сыграют финалист 2001 г. "Сконто" (Рига, Латвия), "Торпедо" (Кутаиси, Грузия), "Женис" (Астана, Казахстан) и молодежная сборная России, выступающая вне конкурса. Группу C составили "Динамо" (Киев, Украина), "Каунас" (Литва), "Шамкир" (Азербайджан) и "Регар-Тадаз" (Таджикистан). Наконец, в группе D играют "Белшина" (Бобруйск, Белоруссия), "Флора" (Таллин, Эстония), СКА ПВО (Бишкек, Киргизия) и "Ниса" (Ашхабад, Туркмения). В день открытия москвичи встречаются с "Нефтчи", "Сконто" играет с "Женисом", а "Динамо" - с "Каунасом". Завершится Кубок чемпионов Содружества 27 января.
В Гренобле (Франция) 19-20 января проводится чемпионат мира по конькобежному спорту (спринт).
20 января. В швейцарской Лозанне финиширует чемпионат Европы по фигурному катанию.
23 января. Возобновляются отборочные турниры ЧЕ-2003 по баскетболу среди мужчин. Сборная России, одержавшая пока три победы в своей группе E, играет в гостях с англичанами во встрече 4-го тура.
Дмитрий Буткевич
Выставки
Автопортрет художницы. Музейный центр РГГУ (Чаянова, 15, РГГУ, главное здание, 2-й этаж, выставочный зал). До 9 февраля 2002 г.
Женщина. А что это такое? В искусстве? Сначала вопрос обсудят на конференции в РГГУ. Потом откроют выставку автопортретов. Авторы - от Анны Абазиевой до Маши Чуйковой. А на будущей неделе искусствоведы из РГГУ и художницы вместе пойдут в Третьяковскую галерею, где начнет работу мегапроект "Искусство женского рода". Вот там-то и выяснится, что женщины-художницы в России были еще в XV веке. А не появились из ниоткуда в XX.
Владимир Тучков, Алексей Иорш. "Новая русская реклама. Покаянная акция". Зверевский Центр современного искусства (Новорязанская, 29, стр.2).
Юмор. Алексей Иорш - карикатурист (в прошлом), рекламный дизайнер (в настоящем). Владимир Тучков - журналист (в прошлом), писатель (в настоящем). Они решили задействовать рекламный потенциал великой русской литературы. Слоган "Как хороши, как свежи были розы" - для рекламы гранитной кладбищенской мастерской. И так далее. В меру смешно.
"Небесное воинство". Музей архитектуры (Воздвиженка, 5/25).
Старина. Каргополь - чистый город. Расписные потолочные перекрытия церквей там зовут "небесами". Теперь под иконными небесами Каргопольщины смогут побывать москвичи. Самая радикальная выставка месяца.
Иван Либеров