"Мы не должны оставаться безразличными к последним событиям в Сербской Церкви. Как всем известно, Московский Патриарх Алексий приезжал в Югославию и сослужил с Сербским Патриархом Павлом.
Несмотря на то что не было еще нашего, ни соборного, ни на уровне Синода решения, благоразумие нам должно подсказать быть очень осторожными по отношению к Сербской Церкви.
Отныне мы не должны приглашать их участвовать в наших богослужениях, ограничиваясь просто молчанием без всяких, хотя бы даже справедливых укоров. Другими словами, молчаливо духовно от них отстраниться. В неизбежных бытовых частных встречах указать им на наше недоумение и несогласие.
Митрополит Виталий,
31 июля 1999 года"
Комментарий со стороны информационных структур РПЦЗ (агентства ВЕРТОГРАДЪ - Информ # 11-12, 1999 г.):
Публикуемое письмо Митрополита Виталия, разосланное архиереям РПЦЗ, проливает наконец-то некоторый свет на отношения между Зарубежной Церковью и экуменической Сербской Патриархией. Примечательно, что данная позиция Первоиерарха была заявлена незадолго до заседания Архиерейского Синода РПЦЗ в сентябре 1999 г., на котором вопреки многим ожиданиям (см. Вдъ-Информ # 5 (50) 1999 г., с.9) никакого официального решения относительно Сербской Патриархии так и не было принято.
Данное письмо Владыки Митрополита было вызвано сослужением в Белграде Сербского Патриарха Павле с главой МП. "Отныне, - пишет Владыка Митрополит, то есть после сослужения двух экуменических патриархов, - мы не должны приглашать их участвовать в наших богослужениях, ограничиваясь просто молчанием без всяких, хотя бы даже справедливых укоров. Другими словами, молчаливо духовно от них отстраниться".
Таким образом, Владыка Митрополит, не предлагая пока никакой новой позиции по отношению к Сербской Патриархии, формулирует свое понимание прежней позиции: "приглашать" сербских клириков к сослужению было можно или даже должно.
Считаем своим долгом в очередной раз напомнить, что Сербская Патриархия еще в 1968 г. приняла еретический "базис" (своего рода "символ веры") Всемирного совета церквей, став полноправным членом этой крупнейшей экуменической организации. Кроме того, Сербская Патриархия с 1940-х годов всегда имела и имеет общение с МП, поэтому факт сослужения Патриарха Павла с Алексием II (кстати, таких сослужений было немало как в Белграде, так и в Москве) не является чем-то новым и неожиданным. Наш бюллетень не раз приводил весьма красноречивые примеры того, что Сербская Патриархия гораздо более "экуменизирована", чем МП, которая давно уже не позволяет себе таких реверансов в сторону Папы Римского и других "западных братьев", как Патриарх Павел.
Вот такое, наводящее на тяжелые размышления письмо Предстоятеля Зарубежной Церкви было написано им в самый разгар избиения православных сербов в Косово - в июле 1999 г. Напомним, что именно на этот месяц пришелся пик уничтожения сербских православных храмов албанскими террористами.
Мы не будем задавать ставший уже риторическим для России вопрос: "Что это - глупость или предательство?". Гордецы, хранители "устоев", борцы с мировой масонерией, героические антиэкуменисты из РПЦЗ, благополучно живущие в США, словно бы подпели гонителям православного населения Косово, пойдя на конфликт с Сербской Церковью именно тогда, когда ее изоляция и вообще замалчивание ее трагедии "мировым сообществом" было этому самому пресловутому сообществу наиболее выгодно. Странное совпадение!
Сербская Церковь, давшая приют сотням тысяч православных русских изгнанников, поддерживавшая на протяжении всех лет титовского режима (несмотря на преследования) общение с Зарубежной Церковью, объявляется недостойной.
Тем более оскорбительно и для сербов, и для православия, что поводом для этого явилось сослужение Сербского Патриарха (все, кто знает владыку Павле, не сомневаются в его духовной твердости и чистоте!) с Московским Патриархом, во время войны посетившего Сербию (в отличие от карловацких епископов, оставшихся верными США, гражданами которых многие их них являются).
Пусть наши "ревнители", чуть заискивающе, но тоже с изрядной долей собственного высокомерия (у советских собственная гордость!) поглядывающие на карловчан (вот, мол, сохранили, сберегли святую Русь, к тому же монархисты и т.д. - есть чему поучиться), почувствуют, в какие "высоты" предательства их может завести "антилиберальная риторика". Проблема зарубежников не в том, что они не подчиняются Москве, а в том, что они полагают именно и единственно себя "самыми-самыми". Итог - одиночество, тем более страшное, ведь речь идет о Церкви, благодатном сообществе, призванном объединять людей, а не делить их на "чистых" и "нечистых". "Карловчане" - данное Господом постоянное напоминание русскому православию, одна из его, по словам Георгия Флоровского, "ночных сторон", оборачивающаяся тяжелыми духовными болезнями. "Карловчанами" могут стать незаметно для себя, и даже ненавидя подлинных "зарубежников", многие чада Русской Православной Церкви. Потому что "карловацкая болезнь" - это прежде всего отсутствие любви и смирения.
Последние события в Иерихоне, о которых рассказано в этом же номере "НГР", также вряд ли будут содействовать примирению ветвей русского православия. Конфликт между РПЦ и РПЦЗ развивается по восходящей. Новое столетие вряд ли залечит нанесенные революцией раны.

