Жертвы и угонщики
Несмотря на реализацию целого комплекса мер УВД, направленных на борьбу с кражами автомобилей, количество таких преступлений неуклонно растет. Только за семь месяцев текущего года здесь зарегистрировано 395 угонов (для сравнения: за 2001 г. - 208).
Наибольшее количество угонов наблюдается в областном центре, где велика концентрация новых отечественных и ввозимых из-за рубежа автомобилей. Ассортимент похищаемого транспорта может удовлетворить любой вкус. К примеру, за семь месяцев было украдено 86 автомобилей "Ауди", "Фольксвагенов" - 65, "ВАЗ-21099" - 35, "ВАЗ-2110" - 26, более 40 "восьмерок" и "девяток".
Дальнейшую судьбу похищенных авто предугадать несложно. Часть из них находит новых владельцев в других регионах, будучи проданными по поддельным документам, которые оформляются на измененные (перебитые) номера агрегатов. Другая группа машин разбирается на запчасти, которые впоследствии реализуются на рынках, в торговых точках и по объявлениям в СМИ. В последнее время получил распространение и вариант похищения автомобилей с тем, чтобы вернуть владельцу, правда за выкуп. В этом году по этой схеме к законным владельцам вернулась каждая третья угнанная машина. Пострадавшими в данном случае в основном становятся хозяева новых отечественных автомобилей и дорогих иномарок. "Жертвы платят, преступники воруют - типичная в нашем городе ситуация, главное условие которой - готовность потерпевших щедро оплатить возврат похищенной машины, - с грустью констатируют сотрудники смоленской милиции. - Оставшись без транспортного средства, многие одновременно с заявлением в РОВД об угоне дают объявление в средства массовой информации, обращаясь к злоумышленникам с просьбой вернуть похищенное за вознаграждение. И, когда те выходят на связь, хозяева машин, как правило, выбирают путь общения с "посредником", представляющим криминальную среду. В этом году так поступило более половины потерпевших. Отказываются раскошелиться единицы". Тем не менее у смоленских сыщиков есть определенный успешный опыт по пресечению подобных преступлений. "У нас есть достаточно знаний, наработок и средств для пресечения деятельности вымогателей. Но, к сожалению, большинство пострадавших готовы принять условия преступников", - говорит начальник УВД по Смоленской области Виктор Иванович Семенов.
УВД объявляет войну автомафии
В результате анализа беспрецедентного роста угонов автомобилей представители правоохранительных органов констатируют: в области создана развитая криминальная сфера легализации похищенных автомобилей и почва для развития этого криминального бизнеса "удобрена" участием в нем определенных представителей властных структур.
Об участниках этого набирающего обороты процесса начальник УВД по Смоленской области Виктор Семенов в одном из радиоэфиров высказался без обиняков: "Проанализировав проблему, мы пришли к выводу, что за этим стоят несколько организованных преступных группировок (по нашим данным, около трех). И связан этот процесс с коррупцией в правоохранительных органах, в том числе в органах УВД, в райотделах, на местах. Многие наши сотрудники пошли по легкому пути, начали играть цифрами, не регистрируя на первой стадии преступления такие, казалось бы, "мелочи", как подделка номеров узлов агрегатов машин". В связи с этим отделу собственной безопасности УВД было дано указание активировать работу по выявлению сотрудников, участвующих в процессе легализации краденого транспорта.
Так, по материалам отдела собственной безопасности УВД, прокуратура возбудила уголовное дело по фактам незаконной постановки на учет автомашин в МРЭО ГИБДД одного из районов области. В центре расследования оказались начальник РЭО, его ранее судимый близкий родственник и один из подчиненных. На другом конце цепочки орудовали представители преступной группы. Среди немалого количества зарегистрированных ими автомобилей "всплыли" 12 машин с измененными идентификационными номерами агрегатов, 9 автомобилей, находящихся в розыске. Как удалось установить, автомобили с перебитыми номерными агрегатами регистрировались в МРЭО на подставных лиц, получавших небольшие гонорары. Позже, когда машина пройдет стадию легализации, ее предполагалось продать новому владельцу. Сейчас этот канал совместными усилиями УВД и прокуратуры перекрыт. Во всей этой хитроумной комбинации просматривается четкая организация. Хорошо отлаженная цепочка угон-перебивка номеров-сбыт работает безукоризненно и приносит прибыль криминалитету.
А судьи кто?
Многомиллионный бизнес легализации автотранспорта на Смоленщине, естественно, не смог бы получить такой мощный толчок к развитию, если бы не поддерживался не только отдельными сотрудниками правоохранительной системы, но и сложившейся судебной практикой. Так, в прошлом году по решению судов в области было легализовано 616 автомашин с измененными или уничтоженными номерами узлов и агрегатов.
Схема довольно проста. У угнанной машины перебиваются номера агрегатов, изготавливаются поддельные документы и подбирается так называемый "добросовестный" покупатель. Далее "покупатель" обращается в ГИБДД за регистрацией автомобиля. Там, обнаружив факт изменения номеров агрегатов, в регистрации отказывают, и одновременно с этим по факту подделки номеров РОВД возбуждает уголовное дело. Тогда "покупатель" обращается с соответствующими жалобами на действия придирчивых сотрудников правоохранительных органов в суд. И суд выносит решение о признании владельца добросовестным покупателем, после чего тот регистрирует машину уже на законных основаниях - по решению суда. Как правило, вскоре после такой регистрации автомобиль снимается с учета с целью дальнейшей перепродажи.
Виктор Семенов так комментирует ситуацию: "В цепочке таможня-милиция-недобросовестный покупатель-суд, как мы понимаем, главным звеном является суд. Если бы у всех остальных участников этого процесса не было уверенности, что суд скажет последнее слово в их пользу, наверное, цепочка по легализации краденых машин развалилась бы. Внутри самой судебной системы нет ясности. Допустим, какой-то районный суд отказал покупателю, но почему тогда областной суд не поддерживает решение районного? Кстати, подобные дела рассматриваются во всех судах области, но больше всего исков почему-то удовлетворяется Промышленным судом Смоленска. Только слепец не углядит в этом какой-то закономерности! Могу сказать, что краж машин не станет меньше, несмотря на любые наши профилактические меры, пока существует возможность их незаконной легализации".
Еще в марте генерал Семенов направил на имя областного прокурора письмо с просьбой отменить 170 решений судов по легализации машин с перебитыми номерами, однако незамедлительной реакции не последовало. Прокурор области сменился, и руководство УВД надеется, что эти решения судов все-таки будут опротестованы.
***
Надо сказать, что органы милиции не сидят сложа руки. В райотделах тщательно проверяется обоснованность принятия решений в отказе в возбуждении уголовных дел, проводятся служебные проверки в отношении ряда сотрудников. Начальник УВД стал инициатором внесения в органы исполнительной и законодательной областной власти ряда предложений по дополнению и изменению отдельных положений нормативно-законодательной базы, определяющей процесс регистрации автомобилей. Предложено ужесточить контроль организаций и фирм, осуществляющих торговлю в сфере автобизнеса. УВД объявило бескомпромиссную войну автомобильной мафии и, как заявляют сотрудники, не остановится ни перед чем, пока ситуация коренным образом не изменится, для этого будут использованы все предоставленные законом правовые возможности.
Смоленск