0
805
Газета Регионы России Интернет-версия

25.12.2002 00:00:00

Ипритовая тайна по-саратовски

Тэги: саратов, химоружие


На заводе в поселке Горный Краснопартизанского района Саратовской области началось промышленное уничтожение иприта, люизита и ипритно-люизитных смесей. Завод был пущен в ночь с 19 на 20 декабря в обстановке строгой секретности - без торжеств и высоких гостей.

Акт приемки объекта госкомиссией был подписан 15 декабря. После этого журналистов, приготовившихся к освещению значимого не только для области, но и для страны события, начали успокаивать: "Акт - это всего лишь техническое решение, для начала работы на столь серьезном объекте нужно решение политическое". А пока, дескать, дать команду нажать кнопку "пуск" никто не рискует. Член госкомиссии Николай Петрученко заявил корреспонденту областной правительственной газеты "Саратов-СП", что завод, "дай бог, запустят весной" и что о его запуске в конце года и речи никогда не было.

Комментарий Петрученко появился в газете в то утро, когда первые 840 килограммов иприта уже были уничтожены, как теперь официально сообщается, под наблюдением международных инспекторов организации по запрещению химического оружия. Петрученко, надо полагать, лукавил: предварительная информация о пуске объекта 19 декабря шла из правительственных структур и неоднократно сообщалась в официальных пресс-релизах. С декабрьской датой "отметился" и губернатор Дмитрий Аяцков - во время визита в область посла США в России Александра Вершбоу средства массовой информации растиражировали слова губернатора о не менее чем 50 шпионах, которые рыщут по области, выискивая, чем и как сорвать скорый пуск завода в Горном.

В тот день, когда уничтожение химического оружия в России началось, член госкомиссии, руководитель Саратовского государственного управления природными ресурсами (ГУПР) Николай Петрученко в газетной публикации убеждал население области, что спешить с уничтожением отравляющих веществ (ОВ) никто не собирается, так как только специалисты ГУПР выдвинули к объекту около 40 претензий, среди которых - недопустимое отсутствие разрешительных документов на сбросы и выбросы отходов.

Чиновнику, не сумевшему подыграть в унисон вышестоящему начальству, теперь, видимо, придется либо писать заявление об отставке, либо продолжать доказывать весомость доводов экологов, утверждающих, что вещества 1-го и 2-го классов опасности через полгода заполнят всю территорию объекта, где их определено хранить "до востребования".

Возможно, правда, что торопиться ученым и не придется. Как сообщила пресс-служба Министерства промышленности области, до апреля 2003 года на заводе в Горном планируется уничтожить около 400 тонн ОВ, чтобы выполнить тем самым годовые обязательства России, отраженные в международной Конвенции по уничтожению химического оружия. Сразу после избавления России от обязательств и от 1% имеющихся на ее территории запасов ОВ можно будет спокойно подумать о том, стоит ли дальше продолжать работу на экспериментальном заводе. По официальному сообщению, на объекте в Горном хранится 1142 тонны иприта, люизита и их смесей - это только 3% российских запасов ОВ. Даже полное их уничтожение в течение года не решает проблему и не избавляет мир от опасности. Но добавить губернатору области политических очков или, наоборот, отнять их может.

Главным гостем в делегации, прибывшей на открытие завода, оказался Зиновий Пак, вместе с которым член госкомиссии по химическому разоружению Дмитрий Аяцков и запустил остающееся спорным для безопасности области производство.

На следующий день перед чиновниками областного правительства Дмитрий Аяцков с должным пафосом сказал: "Быть может, сейчас трудно в полной мере оценить то, что произошло в ночь с четверга на пятницу, когда заработал конвейер и были уничтожены первые килограммы отравляющих веществ. Это поймут наши потомки и скажут спасибо всем нам за то, что мы уберегли их от тысяч и тысяч тонн того кошмара, который сами же и создали".

Уверять всех и каждого в полной безопасности запущенного производства для окружающей среды губернатору придется, видимо, еще долго - возможно, на всем протяжении работы завода. Слишком много вопросов остается без ответа. Если объект действительно надежен, безопасен и защищен от внешнего воздействия (например, террористических актов), то почему потребовалась такая секретность при его пуске? Почему на столь заметное для округа событие не приехал полпред президента в Поволжье Сергей Кириенко - он же председатель Государственной комиссии по химическому разоружению РФ? Почему накануне пуска была распространена информация о том, что заседание комиссии по уничтожению химоружия, на которой и должен был быть решен вопрос о начале технологического цикла, отменили в последний момент? Пока ответов напрашивается только два. Либо на объекте не все так гладко, как стремятся показать саратовские власти, и потому ответственность за событие им предложено взять на себя. Либо несколько последних дней шел обыкновенный межбюджетный торг.

Построить завод по переработке ОВ в заволжской земле Дмитрий Аяцков взялся без проекта, без заключения государственной экологической экспертизы на технико-экономическое обоснование строительства, без денег - только на основании внутреннего убеждения, что это единственный шанс спасти богом забытый Краснопартизанский район. На завод пошли в конце концов деньги не только из федерального бюджета, но и из стран Евросоюза и США. До 10% средств разрешалось тратить на создание инфраструктуры. И эти 10% в последние полгода заботили саратовскую сторону больше всего. По размерам и темпам их освоения губернатор не раз высказывался в адрес военного заказчика, твердо обещая, что не поймается на обещания доделать недоделки со временем. Но водопроводные, канализационные, очистные сооружения так и остались недостроенными. Детсад, школа, профилакторий, дом культуры тоже пока значатся в незаконченных объектах. Военные при этом виноватыми себя не чувствуют: 10% "на социалку" они считают от сметной стоимости, не включая в нее зарубежные "подарки".

17 декабря проблемы уничтожения ХО обсуждали в Совете Федерации. По сообщению пресс-службы Министерства промышленности области, руководство СФ предложило саратовскому правительству поставить вопросы, "связанные с объектом УХО в п. Горном, решение которых возможно осуществить в законодательном порядке". Уполномоченный представитель саратовского правительства, министр промышленности Сергей Лисовский попросил для Горного статуса ЗАТО, с социальными гарантиями и финансированием из федерального бюджета инфраструктуры поселка. По сообщению пресс-службы губернатора, 19 декабря вопрос о статусе был в СФ решен.

Саратов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
880
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
762
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
887
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
596

Другие новости