0
6724
Газета Регионы России Интернет-версия

24.11.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Дойдет ли Шелковый путь до России

Тэги: китай, шелковый путь, экономические проекты, транспорт, евразия, калмыкия, регионы, нижнее поволжье


китай, шелковый путь, экономические проекты, транспорт, евразия, калмыкия, регионы, нижнее поволжье На фото канал "Волго-Дон-2". Фото сайта wikipedia.org

Активность Китая на постсоветском пространстве и продвижение Пекином крупных международных экономических проектов в Центральной Азии и на Южном Кавказе открывают новые перспективы для юга России. Они связаны прежде всего с развитием сети транспортных коридоров, в которую могут быть успешно интегрированы регионы Нижнего Поволжья. Реализация этих проектов сегодня зависит от политической воли федерального руководства.

11 ноября экс-глава Калмыкии, президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов презентовал проект транспортного коридора «Евразия» на конференции «Евразийская экономическая интеграция» в Москве. Это была его как минимум вторая попытка сделать транзитный план предметом обсуждения политической и деловой элиты РФ и Евразийского союза. Впервые идея транзитного пути, соединяющего через 800-километровый канал с шестью шлюзами Казахстан и другие каспийские государства с Азовско-Черноморским бассейном, была выдвинута Илюмжиновым в 2008 году. Предполагалось, что строительство этого канала пройдет по территории Калмыкии, Ставропольского края, Дагестана и Ростовской области.

В 2009-м Илюмжинов представил на международном инвестиционном форуме в Сочи конкретный план строительства Манычского судоходного канала, который должен был стать главным логистическим элементом международного канала «Евразия». Проект калмыцкого лидера тогда поддержали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, а также китайские партнеры, заинтересовавшиеся возможностью транзита товаров, производимых в КНР, в Евросоюз. Астана и Пекин тогда заявили о готовности поддержать проект серьезными инвестициями (в 2009 году стоимость «Евразии» оценивалась в 4,5 млрд долл., сроки строительства – 6–7 лет).

Тормозом для практической реализации евразийского транспортного коридора, по словам источников «НГ», знакомых с проблемой, стали несколько причин. Среди них – экономический кризис 2008 года, а также лоббистские усилия ряда крупных федеральных чиновников, продвигавших в качестве альтернативы проект модернизации Волго-Донского судоходного канала (ВДСК) под названием «Волго-Дон-2». В отличие от «Евразии» «Волго-Дон-2» не имел международной привязки и был сугубо внутренним логистическим проектом, правда с весьма неплохим бюджетом. По оценкам экспертов, конкурентный потенциал двух транзитных коридоров был серьезно завышен («Работы хватило бы обоим маршрутам»), однако столкновение лоббистских интересов в итоге привело к заморозке как проекта «Евразии», так и «Волго-Дона-2».

И, как вскоре выяснилось, напрасно – в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию Нового Шелкового пути под девизом «Один пояс – один путь». Проект поставил целью создание мощной логистической сети, позволяющей транспортировать продукцию китайской «фабрики мира» через республики Центральной Азии, Каспийское море и Южный Кавказ в Иран, регион Черного моря и в страны Евросоюза. При этом основной акцент архитекторы китайского проекта стали делать на маршруты, пролегающие мимо российской территории. Причина простая – отсутствие в регионах России необходимой инфраструктуры для участия в глобальной «дорожной» инициативе Пекина.

Сегодня очевидно: если бы удалось семь лет назад преодолеть сопротивление лоббистов проекта «Волго-Дон-2» и начать строительство «Евразии» при поддержке казахских и китайских инвесторов, то сегодня бы у Москвы был совершенно другой статус в транзитной сети, все плотнее соединяющей Китай с Европой. А вместе с этим и новые экономические возможности для Калмыкии, Ставропольского края, Дагестана, Ростовской области, по территории которых должен был пройти евразийский коридор. Не остались бы внакладе и Астраханская и Волгоградская области, лидеры которой поддержали сначала лоббистов «Волго-Дона-2», но в итоге сами оказались у разбитого корыта и теперь вынуждены в одиночку искать себе партнеров среди прикаспийских государств. Разумеется, безо всякой надежды на большие китайские деньги, которые могли бы приплыть в регион вместе с «Евразией».

Ноябрьское предложение Илюмжинова вернуться к проекту семилетней давности, возможно, является признаком изменения позиции российского руководства, которое сегодня в силу очевидных экономических причин не имеет денег на модернизацию ВДСК и при этом крайне заинтересовано в привлечении различных элементов Нового Шелкового пути на территорию РФ. Тем более что и конкуренты из числа республик бывшего СССР не дремлют. Лишь один из последних примеров: несколько дней назад в Баку представители Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Турции и Афганистана подготовили к подписанию договор о создании «Лазуритового коридора». Речь идет о новом железнодорожном и водном транзитном маршруте, соединяющем государства Центральной и Южной Азии с Каспийским, Черноморским и Средиземноморским бассейнами. Несомненно, этот маршрут заинтересует и китайские власти, которые смогут использовать его в интересах реализации стратегии «Один пояс – один путь».

Чем больше появляется сегодня транзитных коридоров от западных китайских границ к границам Евросоюза в обход российской территории, тем меньше остается шансов у российских регионов извлечь экономическую пользу от своего выгодного географического положения. Не говоря уже о дивидендах в большой политике, которые получил бы в этом случае Кремль – как участник еще одного экономического проекта, важного и для Пекина, и для европейских стран.

Практическая реализация проекта транзитного коридора «Евразия», безусловно, позитивно повлияла бы на экономическую ситуацию в Калмыкии, Дагестане, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Ставропольском крае. Ведь речь идет об инвестициях в миллиарды долларов, а это новые рабочие места, загрузка простаивающих промышленных мощностей, модернизация портового хозяйства, новые возможности в региональной кооперации и т.д.

Судя по некоторым признакам, сегодня у транзитного проекта «Евразия» появляется второй шанс. Хотя и нет гарантии, что он не будет снова упущен. Международная конкуренция за самые доходные места в транзитном коридоре из Китая в Европу лишь нарастает. Нерасторопность Москвы в этой конкуренции обернется потерей экономических перспектив не только для регионов юга России, но и для страны в целом.

Элиста

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1589
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
1339
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1682
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
2265

Другие новости