0
2586
Газета Наука Интернет-версия

08.10.2008 00:00:00

Судьба российской науки

Марк Рац

Об авторе: Марк Владимирович Рац - доктор геолого-минералогических наук, профессор.

Тэги: россия, нис, наука, роль


россия, нис, наука, роль То, что фундаментальные исследования занимают в инновационной деятельности хоть и важное, но вполне определенное место, стало понятно уже в 20-е годы прошлого века.
Художник Б.М.Кустодиев, "Портрет профессоров П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова", 1921 год

В настоящее время на государственном уровне говорится о переходе России на рельсы инновационной экономики и ставится цель формирования национальной инновационной системы (НИС). Науке при этом очевидно принадлежит одна из важнейших, кажущаяся вполне прозрачной, но, с моей точки зрения, совершенно непроясненная роль. Об этом последнем свидетельствуют непрекращающиеся десятилетиями сетования на то, что наука не производит инноваций. Но это вообще не ее задача, а дело в том, что объявленная программа требует перехода от привычной для нас с советских времен лобовой линейной модели «внедрения» достижений науки к принципиально иной модели инновационной деятельности, организуемой в совершенно другой логике (подробнее об этом – в моей статье «Инновационная политика и наука», см. «НГ-наука», 11.06.08).

Из этого же, в свою очередь, вытекает необходимость не только осмысления роли науки в этой новой для нас деятельности, но и переосмысления ее места и функций в хозяйственной и в культурной жизни страны в целом. Собственно, на необходимость такого переосмысления наталкивают и бесконечные споры о судьбах отечественной науки, идущие уже много лет, в том числе и безотносительно к проблеме инноваций.

Три науки

Все эти споры, так или иначе, крутятся вокруг нашей (общества, государства да и самих ученых) неудовлетворенности ситуацией, сложившейся в силу разных причин в науке. Но, как свидетельствует опыт, обсуждать такие вопросы применительно к науке «вообще» – пустое занятие. Основная мораль, следующая из такого рода синкретических споров, состоит в том, что наука развивается под влиянием двух групп факторов: внешних, под которыми подразумеваются организационно-управленческие воздействия со стороны государства (а по идее, и общества), и внутренних – не слишком хорошо нам известных собственных законов развития науки.

Но это относится, вообще говоря, к любой сфере деятельности, будь то машиностроение или народное образование. Совсем уж бесполезны распространенные разговоры о науке как ценностно ориентированной деятельности: ценностно или целеориентированными могут быть те или иные конкретные действия, но никак не целые системы и сферы деятельности. Здесь опять же не схватывается специфика науки. (Если же имеется в виду, что наука призвана производить новые знания, то с этим я совершенно согласен, но почему бы так прямо и не сказать?)

В обсуждаемом контексте, на мой взгляд, важно и хотелось бы обратить особое внимание на то, что в результате действия двух указанных групп факторов и многообразных внешних и внутренних связей на протяжении трех-четырех столетий своей истории современная наука приобрела достаточно сложное внутреннее устройство.

Прежде всего надо иметь в виду, что в дискуссиях о науке неявным образом под наукой подразумеваются как минимум три совершенно разных объекта. Это, во-первых, наука как особый исторически сложившийся тип мышления и деятельности, который вряд ли можно «реформировать», «перестраивать» и т.п. Это, во-вторых, наука как особая сфера деятельности, объединяющая множество организаций и учреждений, целиком или частично занятых научной работой. Вот эта сфера может при разумном подходе (его-то и надо в первую очередь обсуждать) перестраиваться сообразно общественным и государственным надобностям. Это, в-третьих, наука как совокупность (а по идее, даже система) накопленных научных знаний, как существенный элемент культуры и основа нашей цивилизации. Здесь перемены тоже назрели, но это отдельная тема, требующая особого анализа и обсуждения.

Такое как минимум триединое представление науки отражает ее исторически сложившиеся функции в системе общественного разделения труда. Здесь выделяются внешние связи и функции науки, во-первых, в обществе и, во-вторых, в культуре. Первые теснейшим образом связаны с представлением о сфере науки, формах ее организации, научных работниках и т.д.; вторые – с представлением о системе и специфике научных знаний, о научной картине мира и соответствующем мировоззрении.

Конечно, первые связаны со вторыми, но, чтобы выявить подобные связи, нужно для начала отдельно обсуждать эти важнейшие, определяющие контексты жизни науки, которые можно обозначить как «Наука и общество», «Наука и культура».

Имея в виду соотнесение научной и инновационной деятельностей, мы должны сосредоточиться на первом контексте. Но вообще определяющую и важнейшую роль в триедином представлении науки играет, конечно, представление ее как особого типа мышления и деятельности, нацеленных на выработку новых знаний.

Система различений

Необходимо с полной определенностью сказать, что всякие привнесения типа производства инноваций или увеличения производительных сил страны – не более чем дань текущим идеологическим поветриям. Поскольку одно дело – выработка новых знаний, чем только и призвана заниматься наука, а совсем другое – те или иные способы их употребления за пределами самой науки: в обществе, народном хозяйстве и в культуре.

Если взглянуть на «ситуацию в науке» с учетом сказанного, то картина окажется довольно непривычной. С самой наукой в России дело обстоит сравнительно не так уж плохо, а витальные трудности и проблемы находятся за ее пределами и связаны, во-первых, с отсутствием системы употребления научных знаний, а во-вторых, с отсутствием научной политики (то есть политики в области науки). Конечно, эти «два отсутствия» влияют на положение дел в сфере науки самым негативным образом, но если мы не удовлетворены сложившейся ситуацией в целом, то восстанавливать надо прежде всего утраченные звенья. Тогда и с наукой, Бог даст, все наладится.

Наряду со сказанным необходимо иметь в виду неоднородность науки еще как минимум в двух отношениях:

– с точки зрения особенностей изучаемых ею объектов, а в связи с этим и методологии исследований. Традиционным делением на естественные, технические и социально-гуманитарные науки дело здесь далеко не исчерпывается;

– с точки зрения места и функций научных исследований в практике. Принятое в этом пункте деление на фундаментальные и прикладные науки требует коренного переосмысления. Этот поворот сюжета связан больше с образованием и культурой. Пока мы его отложим.

На мой взгляд, такова минимальная система различений, которая необходима для выработки разумной научной политики, с тем чтобы она, в свою очередь, могла бы быть увязана с инновационной политикой, как, впрочем, и с не менее важными образовательной и культурной политиками. Напомню, что в настоящей статье мы ограничимся инновационным контекстом.

Наука и инновации

Наука занимает в инновационной деятельности важное, но вполне определенное место. По идее, она должна разрабатывать необходимое для нее знаниевое обеспечение. Это несколько непривычная формулировка предполагает перенос внимания с производства новых научных знаний как таковых на вопросы, связанные со способами их употребления в дальнейшей (уже не научной) деятельности. При этом в отличие от привычной для нас ситуации «внедрения» рафинируются знания двух типов:

1. Традиционные, используемые для построения «тела новшества». По своему предметному содержанию это могут быть любые знания – от материаловедческих до психологических или филологических – все зависит от характера предполагаемого новшества. Объединяет их то, что они относятся к объектам, отчужденным от человека и его деятельности.

2. Непривычные, но необходимые для определения места и функций будущего новшества, а также для осуществления инноваций и для «внедрения» новшеств, разработанных в других местах. Эти знания в отличие от первых по своему предметному содержанию имеют вполне определенный характер, а именно – это знания о деятельности и тех системах деятельности, в которые предполагается встраивать или вживлять новшество.

(Важно подчеркнуть, что различение знаний и производящих их наук на деятельностно и объектно ориентированные отнюдь не совпадает с привычным делением наук на естественные и социогуманитарные. Здесь зарыта своя собака, но я для простоты пользуюсь далее стандартной терминологией.)

Если теперь с учетом этого различения взглянуть на российскую науку, то картина опять окажется непривычной. Наша прикладная наука всегда была и остается ориентированной преимущественно, если не исключительно, на технические (в узком смысле слова, связанные с «железками») новшества. Если воспользоваться привычной, хотя и неточной терминологией, можно сказать, что прикладной социальной и гуманитарной науки, вырабатывающей среди прочего деятельностно ориентированные знания, у нас до последнего времени почти не было, да и сейчас она недоразвита. Мы и до сих пор не в состоянии отладить давно известные и исправно функционирующие в иных странах системы деятельности вроде муниципального управления, судебной или страховой. Прямое отношение это имеет и к инновациям.

А наша фундаментальная наука с советских времен «заточена» на постижение истины, на производство новых знаний как таковых безо всякой мысли об их дальнейшем употреблении. На этом стоит Российская академия наук (РАН), и это вроде как вполне соответствует высокой миссии науки.

Действительно, соответствует, но только с одной стороны, потому что с другой, приземленной, на это никаких нефтедолларов не хватит. В своем сложившемся виде это, так сказать, некультурная работа на культуру, на «оптовое», недифференцированное приращение массы уже накопленных научных знаний. Дело в том, что ни в одной стране мира фундаментальная и прикладная науки не разгорожены такой китайской стеной, как в России, и стоящие перед другими странами и государствами задачи прямо или косвенным образом, опосредованно через прикладную науку влияют на направления фундаментальных исследований. (Да и какая конечному потребителю разница, откуда взялись знания, использованные при создании нужного ему новшества: из прикладной науки или из фундаментальной?)

Осуществляется такое влияние двумя способами: квазиестественно – с помощью рыночных механизмов и искусственно – для этого и предназначена научная политика, в данном случае прежде всего государственная.

Я считаю, что здесь жизненно необходим коренной поворот. В связи с этим следует подчеркнуть одно обстоятельство общего характера.

Как правило, становление и развитие тех или иных направлений науки шло параллельно с формированием соответствующих «техник», или практик. Горное дело и геология, машиностроение и теория машин и механизмов, психотехника и психология, политтехнологии и политология – характерные примеры такого рода. Инновационная деятельность как раз и есть та сфера практики, та техника и технология, которая требует опережающего развития деятельностно ориентированной науки.

Субъективация научного сообщества

Почему нельзя положиться на «невидимую руку» рынка в деле становления НИС? Это заняло бы слишком много времени: рынок у нас недоразвитый, неконкурентный, а потому в некотором смысле пассивный. Западный рынок, конкурентный и обеспеченный мониторингом, «заказывает» и сам (в лице специализированных подразделений крупных компаний и, наоборот, венчурных предприятий) производит необходимые новшества. Наши же компании при отсутствии конкуренции и избытке нефтедолларов пока обеспечивают себе высокие прибыли без всяких инноваций.

Поэтому «естественное» формирование и становление НИС в России – дело долгое, а при наметившейся тенденции огосударствления рынка и вовсе бесперспективное. Но, с одной стороны, времени-то как раз и нет, а с другой – есть большая вероятность того, что вмешательство государства в эту достаточно тонкую и деликатную сферу пойдет по обычной схеме, характеризуемой post factum по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Освоение космоса или развитие нанотехнологий в качестве основных путей и средств формирования НИС – многообещающие начинания, ровно из этой традиции.

Сложившаяся в этом деле ситуация из числа тех, где надо поспешать медленно и лучше семь раз отмерить, чем один раз отрезать, тем более, как это у нас принято, без примерки. Собственно, сказанное и заставляет меня (и не только меня: в одной «НГ» накоплен изрядный запас предложений такого рода) писать в тщетной – как всегда – надежде на квалифицированное обсуждение. Ибо – ровно в соответствии со сказанным – не видно, чтобы где-то подобные предложения собирались, анализировались и, если они того достойны, доводились до практики.

Да и где бы, действительно, это могло происходить? Ведь наша «вертикаль» по определению глуха: иначе она была бы не властной вертикалью, а обычной системой управления. Поэтому упомянутые предложения оказываются такими же бесхозными разработками, как большинство делавшихся в СССР и делаемых в России открытий и изобретений. В таких условиях не приходится удивляться требованию премьер-министра повысить «отдачу» науки: что же ему остается делать?

России первым делом нужна не бессмысленная «реформа науки», а субъективация научного сообщества, которое могло бы взаимодействовать с вертикалью, способствуя выращиванию у нее горизонтальных органов. Научная политика (как и всякая иная) вырабатывается только во взаимодействии заинтересованных позиций. Пока что собственно политика (politics) у нас отсутствует, а политическая линия (policy), если считать, что она есть, вырабатывается и проводится Министерством образования и науки РФ с оглядкой разве что на РАН. Но первое является полномочным представителем государства, а вторая, в лучшем случае, представляет часть научного сообщества, объединенного в учрежденческой форме Академии наук. Вряд ли эту часть можно считать представительной для сферы науки в целом.

В годы перестройки были попытки организовать Союз ученых, но они так ни к чему и не привели. Между тем при отсутствии субъекта, вырабатывающего и выражающего интересы сферы науки (включающей не только академическую, но также вузовскую и отраслевую науку), трудно говорить о научной политике, которая в таких условиях превращается в очень странное государственное руководство наукой.

Это сильно напоминает советскую систему, но руководство в некотором смысле – антоним политики, а упомянутая «вертикаль» здесь уместна еще меньше, чем в других сферах деятельности: чересчур сложен, специфичен, да и, попросту говоря, капризен «объект». Можно, конечно, продолжать делать вид, что у государства есть какая-то научно-техническая политика, но смысла в этом много меньше, чем в декоративной демократии: ведь и инновационная система может в итоге получиться декоративной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
828
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
451
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2729
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2162

Другие новости