09.09.2015 00:01:00

Конкуренция самцов – залог здоровой жизни

Тэги: конкуренция, самцы, гипофиз

конкуренция, самцы, гипофиз Зеленые и красные клетки гипоталамуса, связанные с синтезом гонадотропина, управляющего развитием половых желез. Иллюстрация Physorg

Эмпедокл полагал, что в начале мира люди были обоеполы, гермафродиты-андрогины, но затем Зевс, убоявшись их силы, рассек перволюдей своим мечом, почему люди и обречены искать свои половинки. С той поры мужчины конкурируют за девушек и женщин, которые оставили себе право выбора: Медея выбрала Ясона, а Пасифая белого быка, от которого родила Минотавра.

Конкуренцию-«выборность» Чарлз Дарвин, автор гипотезы о происхождении видов, назвал «половой отбор» (Sexual Selection). Авторитет Дарвина позволил сохранить этот термин в качестве титула книги. Затем пришел Томас Морган с его «Хромосомной теорией наследственности» (1916), показавший, что у дрозофилы самки имеют две Х («икс») хромосомы, а самцы – Х и Y («икс» и «игрек»). Через полвека этот факт был подтвержден и для человека.

Ассасины, или «обкурившиеся» гашиша-«ассиса» (конопли, марихуаны, каннабиса и т.д.), наводили в ХI веке ужас на правителей тогдашней Западной Азии. Но потом, в середине ХIII века, то ли сами сошли на нет, то ли были вырезаны пришедшими монголами. В Дублине на встрече Европейского общества эндокринологов сотрудники Университета в пакистанском Равалпинди сделали интересное сообщение. Они обследовали 217 курильщиков марихуаны, «статус» которых сравнили с 220 молодыми людьми, не разделяющими эту вредную привычку.

У курильщиков с ранней юности был повышен уровень тестостерона, вырабатываемого семенниками, в результате чего у них раньше по сравнению со сверстниками наступал пубертат (половое созревание). Однако к 20 годам они вследствие снижения количества гормона роста, вырабатываемого клетками гипофиза, отставали в росте от некурильщиков в среднем на 14 см.

Пакистанские ученые пришли к выводу, что излишнее подстегивание гипофиза каннабинолом – активным началом каннабиса – ни к чему хорошему не приводит. Гипофиз не может одинаково эффективно вырабатывать гормон, «включающий» клетки половых желез и белок роста организма. Уж очень все в мозге взаимосвязано, и вмешательство извне только вредит естественному ходу развития организма.

Нейробиология доказала правоту мнения Зигмунда Фрейда о том, что секс коренится в мозге, развитие которого регулируется белком ICAM, то есть молекулой межклеточной адгезии. Мутация гена ICAM или его выключение у подопытных мышей приводит к развитию синдрома, проявляющегося нарушением обоняния и… подвижности спермиев. В обеих ситуациях отсутствует подвижность стволовых клеток, что и приводит к недоразвитию обонятельных нейронов и тестикулов.

Но ген ICAM включается довольно поздно, раннее же развитие регулируется такими белками, как семафорин, который необходим для образования сосудов, нервных сетей и развития полов. Сотрудники Университетского колледжа в Лондоне и их коллеги из Миланского университета нашли семью, в которой с промежутком в два года родились два сына с вышеуказанным редким синдромом (1:10 000 мальчиков, синдром бывает и у девочек, но еще в пять раз реже). Мутация гена семафорина была затем воспроизведена в культуре нервных клеток и мышей.

Новое открытие указывает на возможность манипулирования «вертикалью власти» в мозге, который, как известно, до поры до времени ни о каком сексе не помышляет. Греки называли кучу бросаемого побежденным врагом оружия «таламос». В мозге тоже есть таламос/таламус (зрительный бугор), и под ним – гипоталамус, суживающийся воронкой к гипофизу. Последний вырабатывает гормон гонадотропин, стимулирующий работу гонад (половых желез).

Гонадотропин вырабатывается по командам семафорина в гипоталамусе, и отсутствие протеина ведет к гибели нервных клеток отдела мозга, отвечающего за наши основные инстинкты. Нехватка нейронов гипоталамуса ведет к развитию синдрома.

Специалисты Университета Восточной Англии, опубликовавшие статью в журнале Nature, задались более общим вопросом: а зачем нужны самцы, если они практически не участвуют в воспроизведении потомства? У вирусов и микроорганизмов, как известно, нет разделения на два пола. В то же время инфузория туфелька имеет восемь полов! Взяв одно из насекомых рода Tribolium, ученые 10 лет отслеживали наследование особей на протяжении 50 поколений.

В одной группе на 10 самок приходилось 90 самцов, что обеспечивало их высокую конкуренцию и широкий выбор для самок, а во второй никакой конкуренции не было, потому что особи тихо-мирно жили парами. Первая популяция сохранила жизнеспособность на протяжении 10 лет, в то время как вторая из-за накопления мутаций «загнулась» через 10 поколений! Интересно, что, когда из первой группы изъяли часть особей и скрещивать стали братьев с сестрами (инбридинг-инцест), новая популяция неплохо чувствовала себя и через 20 поколений, настолько мощным у них был геномный потенциал.

Авторы этого исследования пришли к выводу, что постулированный в конце ХIХ века половой отбор действительно имеет место быть. Вот только объясняется он с позиций законов Менделя, который описывал доминантные и рецессивные признаки у гороха.