0
5402
Газета Наука и технологии Интернет-версия

23.09.2015 00:01:00

Землекоп голый, но не беззащитный

Тэги: медицина, генетика, наука, клетка, гипоксия, кислород


медицина, генетика, наука, клетка, гипоксия, кислород Голому землекопу не страшны никакие онкологические заболевания.

Дмитрий Андреев и Иван Шацкий вместе со своими коллегами по МГУ имени М.В. Ломоносова и Университетскому колледжу ирландского города Корка применили светящиеся наночастицы для выявления самых ранних изменений состояния нервных клеток в условиях ишемии. Результаты работы исследователей опубликованы в журнале Genome Biology. Отмеченные наночастицы выполняют роль кислородных сенсоров. Дело в том, что ишемия (исхемия) – это дословно «нехватка крови». А кровь, как известно, несет в мозг кислород, без которого нервные клетки начинают погибать уже через минуту.

Известно также, что нехватка кислорода, то есть гипоксия, ведет к клеточному стрессу, одним из проявлений которого является резкое повышение активности белков семейства HIF (Hipoxia Inducible Factor). Его «члены» кодируют синтез протеинов, стимулирующих считывание генов, защищающих клетки в условиях пониженного содержания кислорода. Гипоксия отнюдь не благо, однако есть много животных, которые неплохо приспособились именно к таким условиям, поскольку кислорода в их подземных жилищах явно меньше, чем на поверхности. Один из ярких представителей живет в Северной Африке и называется голый землекоп (Heterocephalus glaber).

Голые мыши и крысы давно привлекли внимание ученых, поскольку отсутствие волосяного покрова у этих грызунов вызвано мутацией в гене, без которого нет нормального развития тимуса (зобной железы). Клетки тимуса в виде Т-лимфоцитов отвечают за реакцию отторжения и противораковую иммунную защиту организма. У таких животных без всяких иммунодепрессантов приживаются самые разные ткани.

Голые землекопы восхищают биологов не только отсутствием волос на коже (хотя чувствительные «усы»-вибриссы у них нормального размера), но и уникальным долголетием, которое в 10 раз больше, чем у их собратьев, и резистентностью к раку. Клетки у них не озлокачествляются даже в условиях гипоксии, так как концентрация кислорода в ходах под землей не превышает 12% (мы дышим воздухом с 20-процентным уровнем живительного газа). Нехватка кислорода и возможное отсутствие некоторого вида Т-лимфоцитов объясняют устойчивость к возникновению опухолей.

203-13-4_t.jpg
Парные молекулы фермента АТФазы (желтые) располагаются
почти под прямым углом друг к другу в гребне митохондрий.
Иллюстрации Physorg

К этому можно прибавить наличие гиалуронана. Это сахар с большим молекулярным весом. К таким сахарам относятся, например, клетчатка и гликоген, а также крахмал. Гиалуронан входит в состав внеклеточного матрикса, который сдерживает рост и деление нормальных клеток, а также ограничивает их подвижность. Оказалось также, что в гене фермента, отвечающего за синтез этого сахара, присутствуют две уникальные мутации. Они выделяют голых землекопов из ряда 11 подземных сородичей, а также 57 других животных и человека, геномы которых опубликованы. Мутации эти обнаружили сотрудники Университета королевы Марии в Лондоне, о чем и сообщает журнал Biological Letters.

Кислород нужен для разделения водорода глюкозы на протоны и электроны. При этом последние переходят к кислороду, а протоны устремляются во внутренний канал грибовидной молекулы фермента АРТазы, отдавая свою энергию на синтез АТФ, главной «энерговалюты» клетки. Молекулы АТФазы, образующие угол 86 градусов, как выяснила в 2014 году Карен Дэвис из Института биофизики во Франкфурте-на-Майне, сидят попарно на гребнях крист (выпячиваний) внутренней стенки митохондрий.

Но вернемся к открытию, сделанному нашими университетскими учеными и их ирландским коллегой.

Известно, что уже через 20 минут ишемического стресса в клетках существенно меняется синтез протеинов на рибосомах за счет включения белков HIF (то же происходит и в опухолевых клетках в их состоянии кислородного голодания). Ишемия затрагивает и функцию митохондрий с их белковым ферментом, являющимся сенсором нехватки кислорода.

Ученые проводили опыты на клетках феохромоцитомы – опухоли надпочечников, содержащей и клетки нервной системы. Выяснилось, что уже в первые минуты существенно меняется активность сотни генов, а через час синтез 3 тыс. белковых продуктов. Не остаются в стороне и сами рибосомы, плотность которых уменьшается.

Авторы подозревают, что им удалось найти более ранние регуляторные механизмы клеточного и рибосомального ответа на нехватку кислорода и глюкозы. Классическая же активация генов белков HIF происходит значительно позже, то есть через известные уже 20 минут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Оппозиция опасается неприятных законодательных сюрпризов

Оппозиция опасается неприятных законодательных сюрпризов

Дарья Гармоненко

Перед выборами 2026 года в регионах возобновилась практика урезания партсписков

0
702
Иноагенты продолжают пользоваться российскими деньгами

Иноагенты продолжают пользоваться российскими деньгами

Иван Родин

В Госдуме разработали меры по оперативному выявлению пособников и посредников

0
802
Туркменский нейтралитет испытывают на прочность

Туркменский нейтралитет испытывают на прочность

Виктория Панфилова

Вашингтон меняет тактику в отношении Ашхабада

0
823
Приоритетная поддержка потребуется почти всем отраслям экономики

Приоритетная поддержка потребуется почти всем отраслям экономики

Михаил Сергеев

Министры будут повышать устойчивость народного хозяйства каждую неделю

0
876