0
5403
Газета Стиль жизни Печатная версия

07.02.2024 18:18:00

Летящей походкой по Рижскому взморью

К дню рождения актрисы Эльзы Радзиня

Павел Щербинин

Об авторе: Павел Петрович Щербинин – певец, артист Московского государственного музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов Москвы.

Тэги: кинематограф, король лир, григорий козинцев, киноактриса эльза радзиня, воспоминания


кинематограф, король лир, григорий козинцев, киноактриса  эльза радзиня, воспоминания Эльза Радзиня в роли Гонерильи. Кадр из фильма «Король Лир». 1970

«Ленинград. 2.04.1964.

Дорогая Эльза Яновна!

Фильм сдан, всем нравится, и главное: все Вас очень, очень хвалят. А лично я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ, О ЧЕМ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕЯСНОСТЕЙ, СООБЩАЮ БОЛЬШИМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ. Где Ваши латышские журналисты?.. Хочу про Вас рассказать, чтобы знали, какая у них артистка!.. Привет мужу и всего самого хорошего!

Ваш Г. КОЗИНЦЕВ»

Эти слова телеграммы адресованы режиссером Григорием Козинцевым единственной и неповторимой актрисе, имя которой вписано в историю мирового кинематографа и драматической сцены Латвии. Эльза Яновна Радзиня (Шалконе) родилась 10 февраля 1917 года в Харькове, в Российской империи. (Имя при рождении у нее было Эльза-Катрина Подниеце.) С детства любила читать стихи, петь и танцевать. Мать Эльзы была школьной уборщицей и даже не допускала мысли о том, что дочка станет актрисой. Да еще единственной актрисой, снявшейся два раза у великого режиссера Григория Козинцева. Козинцев подарил Эльзе свою книгу «Наш современник – Вильям Шекспир» с автографом, в котором написал, что работать с ней было счастьем.

Лично на меня колоссальное впечатление произвела игра актрисы в «Короле Лире» в роли старшей дочери короля Лира, Гонерильи. В этом образе – сила взлета больших будущих опасных и убийственных страстей. Актриса очень сильна в подаче темы злодеяний. Она показывает, как одно порочное действие вызывает другое. У Эльзы Радзиня, на мой взгляд, именно в этой роли – блистательная зловещая красота, змеиная. Гонерилья – старшая дочь короля. Она жестка, лицемерна. В ее поведении и тоне голоса нет заискивания. Она величественна. Впоследствии ее гордость превращается в жестокость, а величие тесно переплетается со страстью. Как решительны ее движения и как бесповоротны ее решения. Гонерилья – человек дела. Придя к власти, она абсолютно находит себя и не скрывает своих стремлений и не желает больше выносить психопатию старого отца. Великий Шекспир видел в человеке не только зло, но и дикого зверя, людоеда. Во многих его драмах и комедиях обязательно присутствуют такого плана персонажи. Блистательно сыгранная Эльзой Радзиня одна из главных ее ролей, зловещая и опасная фигура трагедии, способная и на убийство, и на самоубийство, остается на первом месте в биографии актрисы, как яркий пример и подтверждение недосягаемости высокого мастерства. Даже через молчание Эльзе Радзиня удается передать тайну души героинь, которых она воплощала на театральной сцене и на киноэкране. Посмотрите внимательно сцену, когда Гонерилья, покидая с отцом дворец после скандала, пристально смотрит на спящего короля, лежащего в повозке, укрывает его меховой накидкой и отчетливо понимает, что наступает время больших перемен в ее судьбе. Как она скрещивает руки у себя на груди, какой у Гонерильи взгляд, способный испепелить каждого, кто может оказаться у нее на пути. С этой секунды перед нами на экране властительница придуманного ею мира – царствования без границ. Обратите внимание, как актриса передает образ Гонерильи, уже мертвой, в финальных кадрах картины: Гонерилья – с открытыми глазами, с разметавшимися волосами, с кинжалом в руках… Она мертва, ее взгляд устремлен в небо, полуулыбка на красивом лице… Что здесь – радость от предстоящей встречи с любовником на Небесах или все-таки от встречи со Всевышним и милости Его прощения?

Заслуженная артистка Латвийской ССР (1956), народная артистка Латвийской ССР (1967), народная артистка СССР (1976) начинала продавцом в книжном магазине, помощником библиотекаря в библиотеке, служила в Елгаве артисткой хора. В 1944 году закончила драматическую студию при Елгавском театре драмы. С 1954 года становится ведущей актрисой Латвийского национального театра. Пересмотрите фильмы с ее участием, и вы снова и снова будете попадать в так называемый плен высокой степени актерского мастерства и волшебства перевоплощения. Более 40 кинофильмов, многочисленные и разнообразные роли в спектаклях. Среди киноработ – «Гамлет», 1964 (королева Гертруда), «Король Лир», 1970 (Гонерилья), «Театр», 1978 (Долли), «Инспектор Гул» (Сибилла), «Тайна черных дроздов», 1983 (Эффи), «Эдгар и Кристина», 1966 (мадам Аста), «Вей, ветерок», 1973 (мать Зане), «Как закалялась сталь», 1976 (Ирина Александровна), «Смерть под парусом» (миссис Тафтс) и т.д.

Эльза Радзиня – звезда, свет которой видят и одаренность которой понимают в первую очередь профессионалы и, конечно, думающий и имеющий представление о призвании быть актером, актрисой зритель. Именно в этот последний месяц зимы я очень хочу, чтобы читатели имели возможность вспомнить, а кто-то и открыть для себя имя Эльзы Радзиня. Февраль – ее месяц. Индивидуальность! Крайне важна она в артисте. Его дарование должно быть неповторимо. Сейчас, к сожалению, это стало большой редкостью. К таким ярким примерам неповторимого почерка в искусстве театра и кино, несомненно, относятся работы Радзиня. Она – звезда неповторимой красоты во всем, к чему бы ни прикасалась. Она подтвердила многогранность своего таланта. У меня давно сложилось впечатление, что время королев сцены прошло! Впрочем, встречаются единицы. И, на мой взгляд, то, что Эльза Радзиня на экране всегда выглядит намного старше своего возраста, только прибавляет к ней интерес и снова вызывает желание разгадать тайну талантливой и красивой женщины. Мне эта тема близка особенно, потому что я принадлежу к категории мужчин, которым всегда нравятся женщины старше.

Остались работы Эльзы Радзиня, записи на радио, съемки ее концертов и творческих вечеров, телеинтервью с ней… Об актрисе много писала пресса, выпускались издания буклетов о творческом пути этого мастера. Я долго работал в библиографическом отделе Библиотеки искусств и Союза театральных деятелей (СТД), занимался подбором документов. У меня в домашней библиотеке много редких, ценных деловых бумаг. Гастролировала актриса по всему миру. И иногда даже одна. Была в Великобритании, Польше, Чехословакии, Финляндии… Принимала участие в международных кинофестивалях. Лондонские газеты писали: «Эльза Радзиня – актриса внутреннего мира человека. Удивляют такие качества артистки в жизни, в общении с людьми, как простота и откровенность. Эльза Радзиня – одна из немногих актрис, умеющих все анализировать и оценивать, высказывать свое мнение на сцене и на экране». Из дневниковых записей Эльзы Радзиня: «О ролях мечтать я себе запрещала. Уж очень больно, когда такие мечты не сбываются. Я мечтала об Ибсене – не сыграла. Очень хотелось исполнить роль Анны Карениной. Не судьба…» Можно только представить себе, как это могло бы быть глубоко, тепло, красиво. У нее был богатейший концертный репертуар – поэзия современников: Ария Элксне, Имант Зиедонис, Нина Краснова и другие. Нина Краснова посвятила ей стихотворение:

Соприкоснулась с Вашей тенью

Моя, на лестнице, во сне.

Мы встретились по моему

хотенью

И по моей вине.

На самой первой из ступеней

Стояли мы. Себя держать

Мне следовало чуть степенней,

И не краснеть, и не дрожать,

И уготованную участь

Смелее ждать, дышать ровней,

И пальцами не мять,

не мучить

Косынку и цветы на ней,

И по возможности свободно

Мне следовало между тем

Заговорить… о чем угодно,

На свете много разных тем.

Но молча я на Вас глядела,

Не тщась беседой Вас занять.

И мне до Вас какое дело,

Вы не могли не знать.

И сердца стук не приглушала

Моя шубейка, как на грех.

А лестница нас приглашала

Не в дом, не в загс, а просто

вверх.

4 декабря 1976 г.,

Москва, Литературный институт

Из воспоминаний Нины Красновой: «Будто бы это было вчера… Я вижу Эльзу, как она идет своим легким шагом, стремительной летящей походкой… по Рижскому взморью… Эльза постоянно готова удивляться неповторимому чуду жизни. И я по прошествии лет готова удивляться этому чуду так же, как и Эльза, которую я люблю. Спасибо ей за все… и за моего друга Иманта Зиедониса, народного поэта Латвийской ССР, классика латышской поэзии, с которым я познакомилась в Дубултах и стихи которого были в репертуаре Эльзы, а я переводила их на русский язык…»

Скончалась Эльза Радзиня 18 августа 2005 года в возрасте 88 лет в Риге. Похоронена на знаменитом Лесном кладбище. Очень красивый у нее памятник из камня: сцена, волшебный занавес… Я был там. «Я никогда не устану от жизни» – эти слова Эльзы Радзиня звучат как вызов вечно меняющейся жизни и в то же время как прославление ее. 


Читайте также


Выговор мэнээсу. Воспоминания о науке эпохи социализма

Выговор мэнээсу. Воспоминания о науке эпохи социализма

Андрей Юрков

0
1368
Пишите, вам зачтется

Пишите, вам зачтется

Галина Ахсахалян

В общежитии Литинститута все просили комнату с видом на Останкинскую телебашню

0
2224
Путешествие в исчезающий на глазах рай

Путешествие в исчезающий на глазах рай

Алексей Соколов

Зазеркалье южноафриканского чуда как подарок на все времена

0
6571
Мчась за рулем по Стромынке

Мчась за рулем по Стромынке

Александр Васькин

В Сокольники к прозаику Юрию Казакову

0
5391

Другие новости