0
1255
Газета Главная тема Интернет-версия

22.09.2011 00:00:00

Литература поверяется кулаком

Тэги: фестиваль, фантасты


фестиваль, фантасты Олди превратили свое выступление в спарринг...

По количеству писателей-фантастов, пишущих на русском языке, город Харьков уступает только Москве и Петербургу. А фантасты это – как Кролик в мультике про Винни-Пуха – как минимум «хорошая компания». Несколько специфическая, но в целом – хорошая. Поэтому нет ничего удивительного, что в Харькове ежегодно проводится один из самых авторитетных в СНГ фестивалей фантастики «Звездный мост». А за пределами России так уж точно самый авторитетный. В этом году он проходил в 13-й раз. По такому случаю всем раздали фиолетовые маечки с симпатичными черными котами┘

Двойная звезда, вокруг которой происходит вращение фантастики в Харькове, зовется Олди. Генри Лайон Олди. В начале 1990-х, когда российские авторы опешили от потока переводной беллетристики, харьковчане Дмитрий Громов и Олег Ладыженский не постеснялись прокатиться на этом потоке и придумали для себя иноязычный псевдоним. ОЛег и ДИма – Олди. Громов и Ладыженский – Г.Л. Так и дебютировали. Так и дебютировали в 1993 году с романом «Сумерки мира». Потом издатели просили придумать «виртуальному иностранцу» имя. Так он стал Генри Лайоном. Однако компанейские и открытые писатели не делали из своего псевдонима секрета, и вскоре слово «Олди» в околофантастической разговорной речи приобрело признаки множественного числа и начало склоняться по его законам: «почитать Олдей», «встретиться с Олдями», «написать Олдям»┘ Оба – актеры-студийцы, нечуждые песенной культуры; оба – спортсмены-единоборцы, хорошо знакомые с восточными боевыми культурами и историей холодного оружия. Они назвали свое направление философским боевиком и протащили за собой на российский рынок целую вереницу харьковских авторов┘ Но это уже история.

Чем же отличался 13-й «Звездный мост», кроме фиолетовых маечек? Московский «Роскон» и питерский «Интерпресскон» по традиции всегда проводятся в пригородных пансионатах, вдали от городского шума и, упаси боже, официоза. Это всегда сугубо литературные мероприятия. «Звездный мост» в прошлые годы становился событием общегородского масштаба. Привлекались ресурсы руководящих структур, большая часть мероприятий проходила в центре города в Харьковском национальном университете имени Каразина (был такой дворянин-просветитель во времена Александра I), на главной площади играла специально приглашенная группа «Пикник». В этом году Олди заранее предупредили, что фестиваль пройдет, что называется, без галстука. И вышло только лучше – многие участники уже отметили у себя в блогах теплую атмосферу мероприятий. Фантасты жили все вместе, на окраине города, в тихом мотеле на берегу пруда, награды вручались в 100 метрах – в актовом зале Харьковского экономико-правового университета. Всего на один день их вывезли в ХНУ им. Каразина, на том и ограничились. Странным показалось только официальное открытие: фантасты с удивлением обнаружили в тесном зале ХЭПУ незнакомых людей с пригласительными билетами, пришедших не иначе просто послушать симфоническую музыку на халявку, но писатели не огорчились особенно, а пошли общаться на крылечко. Зато, когда запел под гитару писатель Евгений Лукин, в зале произошла ротация┘

Наибольший интерес вызвали доклады. Так, Олди превратили свое выступление, озаглавленное «Я б кулаком гармонию поверил...», в спарринг. Они провели параллель между литературным творчеством и карате. Оказалось много общего. Например, три возраста: «ли» – юность, период наработки мастерства, много активного действия, фантазия; «ци» – зрелость, период мастерства и изящества; и третий период, когда нехватка энергии компенсируется силой и высотами духа. Олди учили собравшихся, как победить в уличной драке и как преуспеть в писательском ремесле – выходило похоже: и там и там победа за тем, кто первым «озвереет»┘

Столь же элегантно провел свой семинар на тему «Оружейная фантастика и альтернативная история» Георгий Панченко. Он руководил выступавшими посредством двуручного меча – им призывал участников к диалогу, им же символически «перерубал» между ними «нить» спора.


Вот так поверяют гармонию...
Фото Олега Силина

Как на любом уважающем себя литературном фестивале, было и вручение наград. Вадим Панов получил «Философский камень» от Харьковского Института Чудаков – «За выдающиеся заслуги перед Ее Величеством Фантастикой». Симона Вилар была премирована как писательница-харьковчанка, достойно представляющая родной город в фантастической литературе. По результатам общего голосования в номинации «Циклы, сериалы и романы с продолжениями» победили: 3-е место («Бронзовый Кадуцей») – Людмила Астахова и Яна Горшкова с четырьмя романами «Дары ненависти», «Невиновных нет», «Теперь или никогда», «Бог из машины»; 2-е место («Серебряный Кадуцей») – Наталья Щерба с романом «Часовой ключ», первой книгой трилогии «Часодеи»; 1-е место («Золотой Кадуцей») – Мерси Шелли с двумя книгами цикла: «2048. Деталь А», «2048. Деталь Б». В номинации «Крупная форма» (романы) тройка лидеров выглядит так: 3-е место («Бронзовый Кадуцей») – Тим Скоренко и «Сад Иеронима Босха»; 2-е место («Серебряный Кадуцей») – Владимир Данихнов с книгой «Девочка и мертвецы»; 1-е место («Золотой Кадуцей») – Олег Дивов и «Симбионты», уже побеждавшие на «Росконе». В номинация «Дебютные книги» победили: 3-е место («Бронзовый Кадуцей») – Нина Цюрупа с книгой «Человек человеку»; 2-е место («Серебряный Кадуцей») – Игорь Вереснев с романом «Лунный зверь»; 1-е место («Золотой Кадуцей») – Борис Георгиев с «Охотой на Улисса». В номинации «Критика, публицистика и литературоведение» (премия вручается по результатам голосования профессионального жюри): на 3-м месте Геннадий Прашкевич с биографической книгой «Герберт Уэллс»; на 2-м месте – Дмитрий Казаков со статьей «Отпустите меня в Гималаи! или Пять наивных вопросов насчет попаданчества»; 1-е место занял сотрудник «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков с книгой «Древний миф и современная фантастика, или Использование мифологических структур в драматургии жанрового кино», выпущенной «Издательством Независимая газета».

Опять же по традиции каждый год три романа издаются дорого и красиво, пополняя коллекционную серию «Звездный мост»; в этот раз такой чести удостоились «Господин Чичиков» Ярослава Верова, «Бёглер» Эдуарда Бабкина и «Честь взаймы» Людмилы Астаховой.

Таковы итоги Харьковского международного фестиваля «Звездный мост-2011», 13-го по счету.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
411
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
451
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
280
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
182

Другие новости