0
5969
Газета Телевидение Печатная версия

11.03.2021 18:51:00

Сериалу "Угрюм-река" прочат звание телесобытия года

Константин Эрнст представил экранизацию истории становления сибирского капиталиста

Тэги: телесериал, угрюм река


телесериал, угрюм река В новой версии роковую красавицу Анфису сыграла Юлия Пересильд. Фото Анны Митрохиной/Первый канал

На Первом канале начался показ 16-серийного фильма «Угрюм-река» – первой полной экранизации одноименного романа Вячеслава Шишкова, как подчеркивают его создатели. В основу советского 4-серийного фильма, пользовавшегося в 60–70-х годах прошлого века огромной зрительской популярностью, роман лег лишь частично.

Презентация новой «Угрюм-реки» состоялась за неделю до выхода в эфир в кинотеатре «Пионер», где сериал представили продюсеры Константин Эрнст, Денис Евстигнеев, режиссер Юрий Мороз, а также актеры и съемочная группа. Оказывается, проект снимался целых семь лет, что невероятно долго для сериала (впрочем, и для полнометражного кино тоже). По словам Юрия Мороза, в основе советской картины лежала тема классовой борьбы, которая показалась неактуальной по сегодняшним временам, поэтому разрабатывались мелодраматическая и мистическая линии. Также присутствующим сообщили, что были придуманы и дописаны некоторые сюжетные линии. Полнее всех высказался Константин Эрнст: «Есть великие романы, но они никогда не бывают великими экранизациями. Потому что великая книга уже реализована энергетически и не нуждается в иллюстрациях. А есть хорошая литература, но не великая, которая может быть поводом для чего-то стоящего в кинематографе. Я думаю, что у нас как раз такой случай. Это проект о том, как одно время трансформируется в другое. Все начинается в конце XIX века, когда все старые устои рушатся и под воздействием промышленной революции и капитализма все меняется. Меняются люди, многие не выдерживают нового времени. Мне кажется, мы сейчас находимся в очень похожем периоде, когда одна эпоха разрушает все вокруг себя, меняет другую, и контуры другой еще не очевидны, и очень многие люди не справляются со временем и гибнут в нем».

Действие фильма разворачивается в конце XIX – начале XX века в Сибири, в центре сюжета – становление главного героя Прохора Громова (Александр Горбатов), выходца из купцов, капиталиста в дальнейшем, идущего к своей цели так, что только щепки летят. Амбиции его высоки – он намерен не просто разбогатеть, а покорить всю Сибирь. Прохор обустраивает дикие таежные места, строит сталеплавильный завод, резиденцию «Громово» и личную башню для себя, но со временем жажда золота и одержимость собственным величием превращают его в монстра и приводят к краху и гибели…

Показанные на этой неделе первые серии оставили двойственное ощущение. Потрясающие съемки с воздуха, в том числе, тайги, реки – вообще природы. Они хороши до такой степени, что иногда кажется – смотришь не в телевизор, а в альбом иллюстраций «Заповедная Сибирь». Создатели говорили, что изменили мотивацию главного героя, «сделав ее более понятной современному зрителю», но про изменение возраста героя вроде речи не было. В романе Прохору изначально – 17 лет, это недоучившийся гимназист, которого отец вернул из города. В фильме ему никак не 17, а ближе к 30, если не слегка за 30, при этом ведет он себя как буйный подросток, одна драка с поножовщиной чего стоит – над ним, видите ли, посмеялись, так он ножичком в живот за это и наутек.

В книге Прохор изначально страдает романтизмом юности – в фильме ощущение, что он уже знает о своей будущности жестокого тирана и соответственно держится. Ни малейшей харизмой он не обладает – таких называют «неприятный тип», поэтому совершенно непонятно, почему каждая встречная-поперечная особь женского пола «западает» на него и принимается его настойчиво атаковать-соблазнять. (Вплоть до ведьмы из тунгусской легенды, которая является ему то ли в снах, то ли в видениях.) Кстати, по словам режиссера, злая шаманка Синильга, появляясь в лесу, под водой, в замерзшей реке, на качелях и т.д., олицетворяет в фильме природу. (А природа – злая?)

Встречающиеся на пути героя девушки почему-то стирают-полощут белье на реке, будучи в нижней полупрозрачной сорочке, хорошенечко подоткнув подол и нимало не смущаясь своим видом при появлении других людей. Вроде бы в 1896 году нравы были скромнее? Сцена празднования Иванова дня показалась необязательной фольклорной вставкой, а уж бурлаки с высокоинтеллектуальными лицами, волокущие по самой кромке воды лодочку с купцом-«плохишем»… Один из бурлаков доверчиво сообщает Прохору, что он вообще-то бухгалтер, да вот безработица, другой – что готовил покушение на генерал-губернатора. А еще кто-то из них заявляет: «Вы – яркий типус». Как-то не так я представляла бурлаков, судя по картине художника Репина...

Кто яркий типус, так это черкес Ибрагим (Юрий Миронцев) – верный слуга, друг и вечный спаситель Прохора (что не помешает тому впоследствии отправить друга и спасителя вместо себя на каторгу за убийство). Роль отца главного героя, Петра Громова, внезапно разбогатевшего через наследство (в свое время добытого с кистенем на большой дороге его батюшкой), убедительно исполнил Александр Балуев – при всей его дремучести и дикости образ понятен. Всю жизнь берег копеечку – и вдруг на голову свалились капиталы: гуляй, русская душа! Страсти и погубят старшего Громова – выпивка да помешанность на соседской красотке Анфисе (Юлия Пересильд), нещадно дразнящей старика и вымогающей у него сперва мелкие цацки, а потом и новое жилье. Ну и сын, чуть позднее упекший его в сумасшедший дом…

Получается, что если кто в первых сериях относительно и симпатичен по-человечески, так это родители Прохора (отлично сыграла мать актриса Наталья Суркова) и его ангел-хранитель Ибрагим. Учитывая, что сериал фактически делится на две части – в первых девяти сериях показывается путь героя до того, как он начал строить свою империю, – смотреть нам на этот тяжкий и страшный путь еще неделю. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
440
Комедия и триллер по-прежнему рулят

Комедия и триллер по-прежнему рулят

Вера Цветкова

Сергей Минаев: "Мы постарались написать историю самых сильных человеческих страстей – любви и власти"

0
5043
Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Вера Цветкова

О ближайших телепремьерах: что-то новое, а что-то хорошо забытое старое

0
6847
История Сергия не завершается на "эскортнице" Яге

История Сергия не завершается на "эскортнице" Яге

Вера Цветкова

Февральские премьеры на онлайн-платформах: много комедий и один триллер

0
14005

Другие новости