0
3611
Газета Я так вижу Печатная версия

13.11.2019 17:31:00

Небоскреб для первой смены

Почему устранены все требования к этажности школьных помещений и предельный максимум наполняемости класса

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, две смены, классы, наполняемость, помещения, этажность


школа, две смены, классы, наполняемость, помещения, этажность Дефицит мест приводит к образованию второй и даже третьей смены в школе. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Два энергичных недвусмысленных месседжа посланы школе. Президент России Владимир Путин, встречаясь с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным, заявил о предстоящем в ближайшие годы существенном увеличении количества школьников. К этому нужно быть готовыми, сказал президент, подчеркнув, что «иначе мы не только не ликвидируем третью и вторую смену, а они у нас будут нарастать».

К слову сказать, прогноз главы государства во многом совпал с предположениями «НГ» (см. «НГ» от 12.09.19), где также выражалось опасение, что правительство не сегодня завтра будет вынуждено узаконить обучение детей в две смены.

Другой сигнал стал своеобразным ответом на поставленные в нашей публикации вопросы. «Минстрой России разрешил строить пятиэтажные школы», – новость, озвученная на коллегии ведомства министром Владимиром Якушевым.

Оперативная реакция Минстроя – знак сам по себе достаточно тревожный: видимо, прогрессирующий под натиском нормативного финансирования дефицит квадратных метров переходит все грани приличия. (Но тогда не этажность надо менять, а этот самый норматив! ). Даже в школах Подмосковья сплошь и рядом упраздняются библиотеки, комнаты релаксации и учительские, вместо которых возникают учебные аудитории. Словно сюда приходят не дети, а ожившие подушевые ассигнации.

Вспомнилась (по контрасту) Швеция, где учителя собираются в учительской за час до учеников на утреннюю планерку, на которой – при участии психолога, врача, тренера – за чашечкой чая (у каждого чашка со своей картинкой) при треске свечей продумывают предстоящий «полный день» со всеми праздниками, играми, творчеством. А где собираются наши преподаватели, что обсуждают?

В ностальгические времена действовали СНИПы, по которым строители должны были обеспечить на каждую тысячу жителей 150 учебных мест для 1‑8‑х классов и 30 мест для 9‑10‑х. Документ обязывал (sic! ) размещать в поселках с населением менее 5 тыс. жителей детские сады и школы.

То, что тогда построили, сегодня оптимизируют. Только с 2001 по 2018 год сеть сельских школ уничтожена наполовину – с 46 тыс. до 23 тыс. А от 23 тыс. городских осталось 18 тыс. Можно предположить: назови лидер страны такие цифры в Нижнем Новгороде, уже одно это дало бы веский повод говорить об опустошающей оптимизации.

То же касается и роста сменности в образовании. Владимир Путин высказал осторожное предположение, что она может начать нарастать. И действительно, по данным Минобрнауки России за февраль 2018 года, число детей, обучающихся во вторую смену, выросло на 40 тыс. При этом деньги на новое строительство в рамках нацпроекта «Образование» предусмотрены только для республик с самой высокой демографией – Бурятия, Дагестан, Ингушетия и Чечня. А как быть остальным главам субъектов, которых Владимир Путин тоже пригласил поразмышлять о парадоксах смены поколений и сделать соответствующие выводы?

Увы, на этот счет эксперты поразительно единодушны. Оказывается, законодательный ковер под нарушения СанПиН (элементарных правил безопасности) был постелен заблаговременно. Еще с 1 января 2016 года Роспотребнадзор исключил из документа все требования к этажности школьных помещений, как и предельный максимум наполняемости класса (по 2, 5 кв. м на ребенка). По мнению Общероссийского профсоюза образования, норматив являлся «единственным реально сдерживающим ограничителем бесконтрольного наполнения классов детьми». Но и в этих условиях наши герои‑учителя продолжают работать!

«С таким неприхотливым рядовым составом план ликвидации второй и третьей смен будет выполнен на 100%, если не больше», – полагают чиновники от педагогики. «Слегка переиначат целевые показатели по односменности, и нет проблем», – с той же горькой иронией добавляют они.

«Скорее всего, задачу, поставленную президентом, будут решать по той же схеме, по которой доводили охват школьников дополнительным образованием до 75%, а зарплату учителя до средней по региону. Там показатели блестящие, а на деле один и тот же увлеченный паренек занимается сразу в нескольких кружках. Так и тут, губернаторы скажут: «Пусть здание трещит по швам, а смена будет одна», – поделилась своими сомнениями заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Марина Степанова.

Выдавить из нашего безжалостного к детям способа мышления идею «многосменности» (она теперь и в вузах процветает! ) способна лишь более мощная и гуманная модель. Есть ли такая?

Подводя итоги первых 100 дней работы на посту министра образования РФ, Ольга Васильева сказала: «Мое глубочайшее убеждение – школа должна вернуть себе тот дух, который был. А если говорить проще, то стать домом для детей, а дом никогда не бывает закрытым. Должны быть спортивные секции, шахматы, ученик должен прыгать и бегать...»

Именно о детище нашего замечательного педагога Эдуарда Костяшкина, школе полного дня, в которой видел будущее образования и Василий Сухомлинский, говорила лидер просвещения. Сейчас дети после занятий тянутся к репетитору, который отнимает у них клубную свободу, ресурс поиска себя.

В журнале «Знамя» опытнейший репетитор Н. Борисенко пишет: «Вынужденное массовое репетиторство процветает в странах, где зарплаты учителя самые низкие. Поэтому у финнов оно не распространено: оклад педагога полного дня равен 3700 евро в месяц».

Вот оно что! Замечательно точное слово «вынужденное» рядом с репетитором все объясняет. Оно же избавляет нашего учителя от подозрений в алчности. Просто его оставили без выбора.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1776
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5870
В подвалах судов есть место правам человека

В подвалах судов есть место правам человека

Екатерина Трифонова

Реформа конвойных помещений разработана задолго до указаний наивысшей инстанции

0
2955
Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Наталья Савицкая

Зачем вводили, а затем отменили раздельное обучение в СССР

0
6099

Другие новости