0
3654
Газета Я так вижу Печатная версия

13.11.2019 17:31:00

Небоскреб для первой смены

Почему устранены все требования к этажности школьных помещений и предельный максимум наполняемости класса

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, две смены, классы, наполняемость, помещения, этажность


школа, две смены, классы, наполняемость, помещения, этажность Дефицит мест приводит к образованию второй и даже третьей смены в школе. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Два энергичных недвусмысленных месседжа посланы школе. Президент России Владимир Путин, встречаясь с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным, заявил о предстоящем в ближайшие годы существенном увеличении количества школьников. К этому нужно быть готовыми, сказал президент, подчеркнув, что «иначе мы не только не ликвидируем третью и вторую смену, а они у нас будут нарастать».

К слову сказать, прогноз главы государства во многом совпал с предположениями «НГ» (см. «НГ» от 12.09.19), где также выражалось опасение, что правительство не сегодня завтра будет вынуждено узаконить обучение детей в две смены.

Другой сигнал стал своеобразным ответом на поставленные в нашей публикации вопросы. «Минстрой России разрешил строить пятиэтажные школы», – новость, озвученная на коллегии ведомства министром Владимиром Якушевым.

Оперативная реакция Минстроя – знак сам по себе достаточно тревожный: видимо, прогрессирующий под натиском нормативного финансирования дефицит квадратных метров переходит все грани приличия. (Но тогда не этажность надо менять, а этот самый норматив! ). Даже в школах Подмосковья сплошь и рядом упраздняются библиотеки, комнаты релаксации и учительские, вместо которых возникают учебные аудитории. Словно сюда приходят не дети, а ожившие подушевые ассигнации.

Вспомнилась (по контрасту) Швеция, где учителя собираются в учительской за час до учеников на утреннюю планерку, на которой – при участии психолога, врача, тренера – за чашечкой чая (у каждого чашка со своей картинкой) при треске свечей продумывают предстоящий «полный день» со всеми праздниками, играми, творчеством. А где собираются наши преподаватели, что обсуждают?

В ностальгические времена действовали СНИПы, по которым строители должны были обеспечить на каждую тысячу жителей 150 учебных мест для 1‑8‑х классов и 30 мест для 9‑10‑х. Документ обязывал (sic! ) размещать в поселках с населением менее 5 тыс. жителей детские сады и школы.

То, что тогда построили, сегодня оптимизируют. Только с 2001 по 2018 год сеть сельских школ уничтожена наполовину – с 46 тыс. до 23 тыс. А от 23 тыс. городских осталось 18 тыс. Можно предположить: назови лидер страны такие цифры в Нижнем Новгороде, уже одно это дало бы веский повод говорить об опустошающей оптимизации.

То же касается и роста сменности в образовании. Владимир Путин высказал осторожное предположение, что она может начать нарастать. И действительно, по данным Минобрнауки России за февраль 2018 года, число детей, обучающихся во вторую смену, выросло на 40 тыс. При этом деньги на новое строительство в рамках нацпроекта «Образование» предусмотрены только для республик с самой высокой демографией – Бурятия, Дагестан, Ингушетия и Чечня. А как быть остальным главам субъектов, которых Владимир Путин тоже пригласил поразмышлять о парадоксах смены поколений и сделать соответствующие выводы?

Увы, на этот счет эксперты поразительно единодушны. Оказывается, законодательный ковер под нарушения СанПиН (элементарных правил безопасности) был постелен заблаговременно. Еще с 1 января 2016 года Роспотребнадзор исключил из документа все требования к этажности школьных помещений, как и предельный максимум наполняемости класса (по 2, 5 кв. м на ребенка). По мнению Общероссийского профсоюза образования, норматив являлся «единственным реально сдерживающим ограничителем бесконтрольного наполнения классов детьми». Но и в этих условиях наши герои‑учителя продолжают работать!

«С таким неприхотливым рядовым составом план ликвидации второй и третьей смен будет выполнен на 100%, если не больше», – полагают чиновники от педагогики. «Слегка переиначат целевые показатели по односменности, и нет проблем», – с той же горькой иронией добавляют они.

«Скорее всего, задачу, поставленную президентом, будут решать по той же схеме, по которой доводили охват школьников дополнительным образованием до 75%, а зарплату учителя до средней по региону. Там показатели блестящие, а на деле один и тот же увлеченный паренек занимается сразу в нескольких кружках. Так и тут, губернаторы скажут: «Пусть здание трещит по швам, а смена будет одна», – поделилась своими сомнениями заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Марина Степанова.

Выдавить из нашего безжалостного к детям способа мышления идею «многосменности» (она теперь и в вузах процветает! ) способна лишь более мощная и гуманная модель. Есть ли такая?

Подводя итоги первых 100 дней работы на посту министра образования РФ, Ольга Васильева сказала: «Мое глубочайшее убеждение – школа должна вернуть себе тот дух, который был. А если говорить проще, то стать домом для детей, а дом никогда не бывает закрытым. Должны быть спортивные секции, шахматы, ученик должен прыгать и бегать...»

Именно о детище нашего замечательного педагога Эдуарда Костяшкина, школе полного дня, в которой видел будущее образования и Василий Сухомлинский, говорила лидер просвещения. Сейчас дети после занятий тянутся к репетитору, который отнимает у них клубную свободу, ресурс поиска себя.

В журнале «Знамя» опытнейший репетитор Н. Борисенко пишет: «Вынужденное массовое репетиторство процветает в странах, где зарплаты учителя самые низкие. Поэтому у финнов оно не распространено: оклад педагога полного дня равен 3700 евро в месяц».

Вот оно что! Замечательно точное слово «вынужденное» рядом с репетитором все объясняет. Оно же избавляет нашего учителя от подозрений в алчности. Просто его оставили без выбора.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Милена Фаустова

Выпад против науки вызвал протест даже у служителей церкви

0
5205
Московские передовые технологии принесли Собянину премию World Innovation Award

Московские передовые технологии принесли Собянину премию World Innovation Award

Татьяна Астафьева

Российская столица продемонстрировала управленцам и бизнесменам БРИКС, как цифровые технологии меняют жизнь мегаполиса к лучшему

0
5909
Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
5948
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
3427

Другие новости