0
5062
Газета Я так вижу Печатная версия

14.09.2022 18:33:00

Какой урок можно извлечь из системы «бакалавр–магистр»

Возможности и ресурсы российского высшего образования после выхода из Болонских соглашений

Михаил Иоффе

Об авторе: Михаил Яковлевич Иоффе – профессор, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ.

Тэги: высшее образование, вуз, болонская система, магистры, бакалавры


высшее образование, вуз, болонская система, магистры, бакалавры У России есть многовариантный опыт эволюции образования, которым не обладает ни одна страна в мире. Фото агентства «Москва»

Невзирая на критику Болонской системы, которая во многих случаях была оправданной, следует отметить ее положительное влияние на развитие высшего образования в России.

Это прежде всего расширение академической мобильности студентов и преподавателей, налаживание коммуникаций в сфере образования и науки с зарубежными партнерами, изучение и обмен знаниями. В конечном счете – более четкое представление и подтверждение ценности и качества отечественного образования. Оно в целом, как показала практика, не уступало по ряду показателей западному.

С другой стороны, за последние годы наблюдается серьезный рост числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, количество которых выросло с 60,8 тыс. человек в 2011 году до 324,0 тыс. в 2021-м, то есть более чем в пять раз. Мы стали седьмыми в мире по числу иностранных студентов. Этому способствовало в том числе и то обстоятельство, что наше высшее образование находилось в тренде общемировой концепции образования, базирующейся на многоуровневой системе «бакалавр–магистр». Иностранные студенты всегда были амбассадорами страны, в которой учились, по существу «мягкой силой» влияния нашего государства на образование, культуру и политику тех стран, из которых они приехали учиться.

Сейчас многоуровневую систему высшего образования, основанную на схеме «бакалавр–магистр» используют более 95% государств мира, в том числе и такие ведущие страны, как Китай, Индия и другие. При всех ее недостатках Болонская система позволила российскому образованию интегрироваться в международное пространство, и не только европейское. Отказ от Болонского процесса прежде всего подразумевает выход из Болонских соглашений, которые касаются, например, взаимосогласования программ и приложений к дипломам.

На мой взгляд, предпочтение, которое сегодня при обсуждении новой национальной системы высшего образования отдается вопросам выбора и обоснования различных форм обучения, излишне «фетишизировано». В конечном счете каждый вуз в зависимости от своей специфики и профессиональных возможностей должен самостоятельно выбирать те или иные формы обучения, обеспечивающие эффективность подготовки кадров в соответствии с требованиями быстро меняющегося рынка труда и запросов работодателей. Это касается и образовательных программ, разработка которых должна быть децентрализована с преимущественным предоставлением свободы в этом вопросе высшим учебным заведениям.

В большей степени надо говорить и принимать неотложные меры по повышению качества образования. Именно это в конечном итоге является главным «барометром» уровня образования. Не случайно премьер-министр Михаил Мишустин в ходе ежегодного отчета правительства в Госдуме в апреле 2022 года подчеркивал: «Я прекрасно понимаю, что существуют, наверное, недостатки какие-то в системе нашего образования. Но я бы здесь больше рассматривал вопросы – что мешает нашему образованию даже сейчас делать великолепных инженеров, отличных специалистов. Здесь я больше сосредоточился бы на качестве образования, а не на форме – на содержании программы, на преподавателях, на качестве».

В связи с отказом от сотрудничества западных вузов с российскими резко ограничился обмен между ними студентами и преподавателями. Означает ли это полную трансформацию российского высшего образования, его изоляцию от мирового образовательного процесса?

Я бы выделил три основных потенциальных ресурса, активизация которых может позволить сегодняшний, порой схоластический период социально-экономического развития страны создать возможности для новой парадигмы высшего образования.

Во-первых, это опыт развития и функционирования высшего образования в нашей стране в разных общественно-экономических формациях – от царского капитализма, потом социализма и наконец рыночной экономики постсоветского периода. В каждом из этих периодов формировался тот или иной положительный опыт образовательной деятельности.

Особенно ценна практика образовательной деятельности в советский период, которая демонстрировала серьезные успехи, в том числе и в науке, несмотря на навязанную Западом нашей стране холодную войну, в течение многих десятилетий резко ограничивающую наши международные коммуникации в мировом образовательном пространстве. Да и недавний опыт развития российского образования в рамках Болонских соглашений позволил изучить и апробировать механизм функционирования образования на базе многоуровневой системы «бакалавр–магистр».

Несомненно, в нынешний сложный драматический момент истории важно сохранять связи с теми западными университетами, которые, несмотря на известное противление властей, стремятся к продолжению сотрудничества с российскими вузами.

Таким образом, мы имеем многополярный и многовариантный опыт эволюции российского образования на протяжении всего XX и начала XXI века, которым не обладает сегодня ни одна страна в мире. Это выдающийся ресурс нашего преимущества, создающий возможности для ускорения процесса обновления всей системы российского образования в целом.

Во-вторых, целесообразно вспомнить 90-е годы, когда в связи с переходом экономики России к рыночной форме хозяйствования открылись перспектива и необходимость подготовки кадров, адаптированных к сложившимся экономическим условиям. Перед университетами и впервые созданными бизнес-школами открылась реальная возможность не только обучать бизнесу новоиспеченных отечественных предпринимателей, но и стать фронтирами установления личных и корпоративных связей с зарубежными учебными заведениями и компаниями.

Именно отечественные учебные заведения, как правило социально-экономического профиля, впервые освоившие законы и инструменты рыночной трансформации экономики, в этот период образовывали совместные предприятия, консультационные подразделения, занимающиеся маркетинговыми исследованиями на внутреннем и внешнем рынках. Они оказывали содействие в экспорте, импорте, установлению кооперационных связей, прежде всего российского и зарубежного малого и среднего бизнеса. Так, например, бизнес-школа «Синергия» была единственной в 2001 году среди учебных заведений стран СНГ и Восточной Европы, получивших международную аккредитацию МВА.

В-третьих, я уверен, что, несмотря на жесткие санкции со стороны Запада, мы имеем все возможности ослабить их воздействие или вовсе «соскочить с их крючка» благодаря тому, что у нашего народа имеется интеллектуально хорошая генетика. 


Читайте также


Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Елена Герасимова

Как менялся спрос на направления подготовки в вузах в разные годы

0
1568
На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

Василий Столбунов

0
2911
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5868
Система распределения белорусских выпускников ужесточается

Система распределения белорусских выпускников ужесточается

Дмитрий Тараторин

После окончания государственного вуза можно отправиться на несколько лет в глубинку

0
2941

Другие новости