0
8261
Газета Я так вижу Печатная версия

21.08.2023 19:38:00

Гватемальский парадокс

Новоизбранному президенту придется бороться со всеми политиками страны вместе взятыми

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – доцент кафедры американских исследований РГГУ, кандидат исторических наук.

Тэги: гватемала, президентские выборы, второй тур, бернардо аревало


гватемала, президентские выборы, второй тур, бернардо аревало На фото Бернардо Аревало после голосования на избирательном участке. Фото Reuters

Состоявшийся в Гватемале – крупнейшей по численности населения стране Центральной Америки – второй тур президентских выборов назвал имя нового главы государства. Это Бернардо Аревало, сын бывшего президента страны Хуана Хосе Аревало (1945–1951). А представляет он весьма разношерстное общественное движение (классической политической партией назвать его все же сложно) «Семилья» (в переводе «Семя»).

Победитель – юрист по образованию, но в своих предвыборных обещаниях ставку делал не столько на обеспечение соблюдения законов в стране, сколько главным своим кредо определял борьбу с коррупцией – и прежде всего в политической верхушке Гватемалы. Еще после первого тура, где он финишировал вторым, Аревало намекнули, чтобы даже не думал рваться к управлению страной. Движение «Семя» пытались объявить незаконным, второй тур выборов власти страны вовсе пытались отменить. И только благодаря мощному давлению со стороны рядовых граждан он все-таки состоялся.

Показательно, что в случае победы Аревало в Вашингтоне намекнули на введение санкций, поскольку ставку там делали на дважды ранее участвовавшую в выборах Сандру Торрес, супругу экс-президента Гватемалы. Теперь же перед новым главой государства стоит, по сути, нерешаемая задача – бороться с правящим классом, который вопреки поддержке большинства граждан может в любой момент отстранить его от власти.

Именно искоренению коррупции, а точнее, нейтрализации гватемальских правящих элит Аревало намеревается посвятить свою президентскую деятельность. Но желание это, исходя из латиноамериканских реалий, – по большей части чистый популизм, потому как бороться новоизбранному президенту придется со всеми политиками страны вместе взятыми. При этом замечу, что повальная коррупция на всех уровнях власти, непотизм, кумовство – обыденные явления не только для Гватемалы, но и для всех государств региона. И во власть здесь идут не ради какой-то филантропии или желания помочь нуждающимся, а исключительно ради личного обогащения.

Не случайно, что в целом ряде государств региона нет второго президентского срока, по крайней мере подряд. А в том, что касается Гватемалы, то здесь одновременно уникально уживаются два взаимоисключающих процесса. С одной стороны, практически вся властная вертикаль нынешнего главы государства регулярно обвиняется в коррупции. С другой – именно у этой страны есть опыт отстранения от власти одного из бывших президентов и его замов за коррупцию с приговором их к длительным срокам тюремного заключения и крупным штрафам.

Как Аревало намерен все же выполнять свои предвыборные обещания? Прежде всего он рассчитывает на поддержку «новых лиц во власти». Так, он намерен восстановить уволенных действующим президентом Алехандро Гиаматтеем судей, освободить угодивших за решетку журналистов-критиков режима. Он также планирует разрешить вернуться в страну всем тем, кто по политическим мотивам за последние годы был вынужден ее покинуть.

Вот только позволят ли ему править таким образом те самые политические элиты, которые он обвиняет в коррупции и которым его президентство сулит большие неприятности? Ведь те же правоохранительные органы Гватемалы могут в любой момент арестовать Аревало (пусть даже он стал победителем выборов) за якобы «преступную деятельность при регистрации движения «Семя». Дело в том, что, согласно проведенным уже в ходе выборов расследованиям, далеко не все документы этим движением для участия в голосовании были поданы вовремя и надлежащим образом. А в избирательных списках оказалось немало фамилий людей, которые либо вообще никаких бумаг в поддержку «Семени» не подписывали, либо их подписи были руководством движения банально подделаны.

Что касается внешнеполитических последствий победы Аревало, то вызывают интерес два момента. Первый – разорвет ли Гватемала дипломатические отношения с Тайванем (а это одна их двух стран Центральной Америки, все еще поддерживающая отношения с Тайбэем, вторая страна – Белиз) и установит ли их с Китаем? Второй – сможет ли победой на выборах политика левого толка каким-то выгодным для себя образом воспользоваться Россия?

Москва открыла в Гватемале посольство 15 лет назад, по сути дела, в обмен на поддержку странами Центральной Америки во главе с Гватемалой на заседании Международного олимпийского комитета, которое там проходило, кандидатуры Сочи на проведение зимней Олимпиады. Однако с тех пор, кроме физического присутствия пары-тройки дипломатов в Москве и Гватемале, ровным счетом ничего существенного для обеих стран не происходило. А между тем есть смысл не просто расширить российское присутствие в этой стране, но и установить с Аревало контакты на самом высоком уровне. 


Читайте также


Трампу дали выбрать между Белым домом и неволей

Трампу дали выбрать между Белым домом и неволей

Геннадий Петров

Бывшему президенту США грозит очередное обвинение

0
3328
Перед противником Мадуро замаячила перспектива тюремного заключения

Перед противником Мадуро замаячила перспектива тюремного заключения

Данила Моисеев

До признания победы за рубежом Эдмундо Гонсалес рискует лишиться свободы

0
2090
Молдаванам все-таки позволили голосовать в России

Молдаванам все-таки позволили голосовать в России

Светлана Гамова

Приднестровье отказалось от участия в выборах в "соседней" стране

0
3064
Набожные центристы Латинской Америки

Набожные центристы Латинской Америки

Михаил Стрелец

Христианские демократы конкурируют с католиками-леваками, крайне правыми хунтами и прагматичными протестантами

0
5611

Другие новости