0
12490
Газета Я так вижу Печатная версия

30.01.2024 18:36:00

Малый театр остался при своих

Даже главная драматическая труппа будет работать с директорской формой управления

Елизавета Авдошина

Об авторе: Елизавета Владимировна Авдошина – заместитель зведующего отделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: малый театр, главный режиссер, директор, алексей дубровский, тамара михайлова, директорская модель управления


малый театр, главный режиссер, директор, алексей дубровский, тамара михайлова, директорская модель управления Экс-заместитель Соломина по творческим вопросам стал главным режиссером Малого театра. Фото агентства «Москва»

После ухода из жизни Юрия Соломина министр культуры РФ Ольга Любимова сразу предупредила, что преемника назначат скоро и обязательно прислушаются к пожеланиям труппы. Так оно и вышло, творческим лидером труппы назначен заслуженный артист Алексей Дубровский. Экс-заместитель Соломина по творческим вопросам стал главным режиссером Малого театра. Таким образом театр утрачивает позицию худрука и переходит по факту на директорскую форму управления. Во главе театра – многолетний его директор Тамара Михайлова. Такая тенденция стала повсеместной – и не случайно.

«После ряда встреч, обсуждений с руководством и коллективом Малого театра было принято общее решение о назначении Алексея Дубровского главным режиссером. Уверена, что на посту он сможет сохранить уникальные традиции Малого театра», – написала Ольга Любимова в своем официальном ресурсе, объявляя о принятом Министерством культуры решении. За Малый театр остается только порадоваться: его не потревожат. Противоречивые, лоббистские назначения в столичных театрах так давно стали привычной повседневностью, что за судьбу главного драматического театра страны действительно беспокоились. Назначение «варяга» из медийных «проверенных» актеров (чуть ли не Дмитрия Певцова) было как будто вполне вероятным. А уж из своих звезд (называли в первую очередь Игоря Петренко) – и подавно. Но похоже, громкие популистские решения остались в бытности министром культуры Владимира Мединского. И Ольга Любимова утвердила оптимальный вариант, очевидно, предложенный самим театром. Алексей Дубровский – молодой преемник Соломина, свой человек, он давно занимается всеми общественно-творческими проектами театра, возглавляет ведущую кафедру мастерства актера в Щепкинском училище, наконец сам происходит из актерской династии Малого театра. А именно в Малом династийность и преемственность – залог сохранения уникальных традиций старинного театра, передаваемых из рук в руки.

Корректно и этично выбрана должность: главный режиссер – статус больше внутренний, технический по сравнению с представительством художественного руководителя. В то же время плавание такого огромного корабля, как Малый театр, без худрука, стратега и покровителя (ведь авторитет, например, Юрия Соломина играл большую роль во взаимоотношениях с государственными структурами) – мера вынужденная. Принято писать: уходит эпоха. А ведь и правда, ушла эпоха титанов, поистине народных артистов, которые, часто жертвуя личными актерскими амбициями, становились для родных театров настоящими духовными лидерами. В них открывался помимо актерского блестящий организаторский талант. Олег Ефремов, Олег Табаков, Галина Волчек, Юрий Соломин. К счастью, здравствуют, но уже отошли от дел Татьяна Доронина, Александр Ширвиндт. В этих людях советской закалки было особое служение театру. Сегодня такие качества все сложнее и сложнее найти. Величины несопоставимы. Масштаб несопоставим. Да и какой сегодня по-настоящему востребованный в кино артист променяет свою карьеру на заботу о судьбе еще десятков актеров, а ведь именно этим и должен изо дня в день заниматься творческий руководитель.

Но и время диктует свои законы. Чем больше усиливается давление в лице государства, тем меньше желающих занять место, которое чревато большими компромиссами. Да и самому учредителю выгоднее вести дело с подчиненным менеджером, а не с эмоциональной творческой личностью. И даже больше: никаких ярких личностей у руля театра теперь невозможно представить, и ситуация с назначением, например, Кирилла Серебренникова худруком Театра им. Гоголя при Сергее Капкове кажется теперь фактом кромешно далекой театральной летописи.

В последние два сезона стало нормой, исходя из разнообразных постановлений, превентивно вычищать репертуары театров от иноагентов или просто нежелательных сегодня персоналий, по чьим произведениям или режиссерским партитурам играются постановки. Театры испытывают колоссальный стресс, теряют кассовые хиты, в то время как отчетность по продажам и посещаемости никто не отменял.

Директорская модель управления театрами стала типичной. Но конечно, труппы с репертуаром не могут существовать без режиссерской руки, это понимают даже те директора, которые затягивали с назначениями. В 2022 году после ухода с поста худрука Римаса Туминаса Вахтанговский театр остался во главе с директором Кириллом Кроком, через некоторое время на должность главного режиссера был назначен ученик Туминаса Анатолий Шульев. В 2023 году в Театр Российской армии, в котором после ухода Бориса Морозова не было главного режиссера, пригласили народного артиста Александра Лазарева. В Ленкоме после паузы с момента ухода из жизни Марка Захарова появился по выдвижению от директора Марка Варшавера Алексей Франдетти. В МТЮЗ Генриетты Яновской и Камы Гинкаса утвердили главным режиссером предложенного театром петербуржца Петра Шерешевского после двух его успешных постановок с московской труппой. Последний пример говорит скорее о мудрой смене поколений. Но в целом все эти режиссеры пока исполняют вспомогательную, а не определяющую роль при директорах.

Другой вопрос, что для российского репертуарного, не прокатного театра, чисто директорская модель, в сторону которой все потихоньку дрейфует, явление скорее губительное. Не нужно далеко ходить, чтобы ясно увидеть ее печальные плоды. Театр на Таганке – в анамнезе ярко режиссерский театр – за десятилетие директорства Ирины Апексимовой имеет весьма сомнительные итоги. Да, театр прирос площадями, сценами, но с их качественным заполнением абсолютно не справляется. Выходят разношерстные премьеры, часто низкого уровня, многие премьеры не доживают до выпуска, другие бесследно исчезают после одного сезона. Труппа занята крайне неравномерно: приглашенные режиссеры выбирают одних и тех же артистов. Для повышения престижа театр уже начал делать ставку на звезд эстрады – Лариса Долина солирует уже во второй постановке. Назначенный главным режиссером Юрий Муравицкий продержался всего полгода.

Второй случай – «Современник». После увольнения учредителем Виктора Рыжакова, который стал последней попыткой удержать театр на режиссерском уровне, труппа остается с номинальным худсоветом из ведущих актеров, а по факту управление полностью на директоре. Ситуация здесь чуть лучше, чем на Таганке, так как еще в хорошем состоянии хиты театра, спектакли самой Галины Волчек. Но картина та же самая – отсутствие художественной стратегии, абсолютная непредсказуемость репертуара: премьеры подчас снимаются после первых прогонов, объявленные планы не реализуются. Труппа поредела на треть.

Если для Малого театра как театра актерского, театра, повернутого скорее к прошлому, чем к будущему, есть только опасность еще больше музеефицироваться, то для многих театров, взращенных на режиссерской модели, отсутствие весомого художественного руководителя с авторским видением развития труппы грозит застоем, который начинает теперь затрагивать даже самые успешные некогда институции. Но главная проблема в том, что даже самый выдающийся человек сегодня во главе театра уже не защитит его от грубого вмешательства – и МДТ Льва Додина уже опечатывали, и Валерия Фокина все-таки заставили снять с репертуара самую важную премьеру последних сезонов – «1881». 


Читайте также


Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Елизавета Авдошина

Главный режиссер Александринского театра – о "Воскресении", китайских "Лягушках" и новой роли Тихона Жизневского

0
4880
Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Маэстро обходится без юридического объединения Большого и Мариинского театров

0
5460
Малый театр лишился опоры

Малый театр лишился опоры

На 89-м году жизни ушел Юрий Соломин

0
7393
Лев Додин возродил "Короля Лира"

Лев Додин возродил "Короля Лира"

Галина Коваленко

Спустя 17 лет спектакль вновь в афише Малого драматического театра

0
4615

Другие новости