0
9138
Газета Я так вижу Печатная версия

14.02.2024 18:26:00

Образование и/или карьера

О том, как совместить эти две цели обычному ученику

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, преподаватель. математики.

Тэги: образование, карьера, высшее образование, среднее профобразование, колледж, институт


образование, карьера, высшее образование, среднее профобразование, колледж, институт Перед разумным школьником и его разумными родителями встает вопрос: колледж сейчас или институт потом? Фото агентства «Москва»

Скоро весна. А это значит, что школьникам 9-го класса (их в России, по статистике, более 1,5 млн) вместе с родителями предстоит выбор: идти или не идти в 10-й класс. И это непростой выбор. Ведь продолжение обучения в школе в 10–11-м классах нацелено в основном на высшее образование. А нужно ли сегодня это самое высшее образование? И всем ли оно нужно? Попробуем разобраться.

Оставим за скобками так называемых лириков – отстающих учеников, банально мнящих себя гуманитариями. Этим ленивцам и среднее профессиональное образование порой сложно освоить. Их ждет карьера дворников, грузчиков, подсобных рабочих и курьеров. Что вполне реально на фоне оттока трудовых мигрантов. Но таких меньшинство.

Большинство же школьников нацелено на карьеру – более быструю при получении среднего профессионального образования или более медленную при получении образования высшего.

И это разумно. Страна остро нуждается в квалифицированных кадрах. Но именно в квалифицированных. Прошло время разнообразных эффективных менеджеров. Да и были ли они эффективными? Да и были ли они менеджерами? Слово это импортное и, по-моему, не очень удачное. Наше слово «управляющий» более понятно. А то все кругом – менеджеры.

Офис-менеджер – в переводе просто секретарша. Менеджер по продажам – всего лишь продавец. Клининг-менеджер – это уборщица/уборщик. Никем они не управляют. Разве что скрепкой или веником. Но звучит авторитетно. Что, кстати, тоже немаловажно.

Итак, перед разумным школьником и его разумными родителями встает вопрос: колледж сейчас или институт потом? Рассмотрим плюсы и минусы.

Преимущества колледжа состоят прежде всего в быстром обретении профессии. Действительно, за три года человек получает квалификацию в избранной профессии и становится реально квалифицированным специалистом. А такие специалисты сегодня очень нужны. Грамотный электрик, сантехник, газосварщик сегодня зарабатывают гораздо больше, чем их неквалифицированные собратья. С таким доходом можно покупать машину, брать в ипотеку жилье и создавать семью уже в 19–20 лет. Приятным дополнением служит получение вместе с профессией общего среднего образования, которое дают 10–11-й классы. А это не исключает продолжения образования несколько позже.

Теперь о высшем образовании. Да, обществу нужны такие специалисты. В первую очередь инженеры, технологи, программисты, врачи, учителя. Но и гуманитарии тоже нужны: юристы, историки, политологи, журналисты. Именно журналисты с высшим профессиональным образованием, а не те интернет-хомячки, гордо именующие себя блогерами. Именно профессиональные артисты, а не кривляющиеся на камеру тиктокеры. Очень нужны профессиональные военные. Очень нужны профессиональные управленцы. Именно руководители, а не менеджеры всякого звена.

Но подготовка таких специалистов занимает 6–8 лет (сначала 2 года в школе, а потом еще 4–6 лет в вузе). Так что это длинная дорога. Длинная, тяжелая, не очень доходная. И здесь важно не сойти с пути. Иначе все усилия окажутся бессмысленными.

Таким образом, выбор обучения после 9-го класса – это, по сути, выбор жизненного пути. Сам подросток не всегда способен сделать рациональный выбор. Ему необходима помощь. Помощь родителей и профессиональных центров, помогающих сориентироваться в ситуации с учетом физических, психических и креативных данных ученика. От правильного выбора в каждом отдельном случае зависит судьба человека. От правильного выбора в целом зависит судьба нашего общества. 


Читайте также


Люди критикуют институты демократии, но не хотят от них отказываться

Люди критикуют институты демократии, но не хотят от них отказываться

Данила Моисеев

Правительством и судами недовольны даже в самых развитых странах мира

0
2131
"Академический сговор" все-таки существует

"Академический сговор" все-таки существует

Наталья Савицкая

Работодатели уже не могут слепо доверять дипломам выпускников вузов

0
2650
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
3032
Бизнес устремился в колледжи

Бизнес устремился в колледжи

Владимир Полканов

Компании активно включились в перезагрузку системы среднего профессионального образования

0
2881

Другие новости