0
474
Газета Я так вижу Печатная версия

16.07.2025 18:55:00

Эмоции и стресс влияют на успеваемость ребенка

Взрослые не готовы поощрять активность детей в преодолении жизненных трудностей

Наталья Харламенкова

Об авторе: Наталья Евгеньевна Харламенкова – доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией Института психологии Российской академии наук (РАН).

Тэги: исследование, успеваемость ребенка, влияние, эмоциональнео состояние, стресс, социальная поддержка, возрастные особенности


исследование, успеваемость ребенка, влияние, эмоциональнео состояние, стресс, социальная поддержка, возрастные особенности Стресс у ребенка может быть вызван самыми разными причинами. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru

Широко распространено мнение, что успеваемость ребенка зависит не только от его интеллектуальных способностей, волевой регуляции, уровня притязаний и самооценки, но и от его эмоционального состояния, от наличия или отсутствия признаков воспринимаемого и переживаемого стресса. Приведу в подтверждение некоторые данные исследования, которое мы провели с коллегами. 

Процедура исследования включала  заполнение диагностических методик учениками 5–8-х классов, а также параллельное во времени заполнение листа экспертной оценки эмоционального состояния учеников классным руководителем. 

Примечательными оказались данные о незначительном с точки зрения доказательной статистики совпадении результатов самооценки воспринимаемого стресса учениками и внешней оценки стрессового состояния детей учителем. Очевидно, что слабая связь здесь может говорить о большом количестве обстоятельств, влияющих на оценку эмоционального состояния ученика учителем, в числе которых – личное отношение к ученику, социальная желательность при ответах учителя и многое другое. Показано, что учителя успешнее оценивают состояние напряжения учащегося и менее точно – приемы, направленные на снижение уровня стресса.

О чем это может говорить? Одно из наиболее приемлемых объяснений выявленного факта заключается в том, что ученик, следуя предъявляемой ему инструкции и отвечая на вопросы методики, оценил свое состояние с учетом прошедшей недели, а учитель, имея общее представление о личности ребенка и подростка, давал среднюю оценку его эмоционального состояния и среднюю оценку психологического благополучия класса. Подобная тенденция может возникать в тех случаях, когда учитель стремится избежать контрастных оценок, идеализируя своих учеников в соответствии с гуманистическими установками. Другое объяснение рассогласования оценок ученика и учителя лежит на поверхности: неустойчивость эмоционального состояния принято трактовать как неадаптивную черту характера, к которой удобно прибегать с целью «подмены» ею показателей неуспеваемости или плохого поведения ученика. Скажем иначе, при оценке уровня эмоционального напряжения учитель обращает внимание не на уровень стресса ребенка, а на школьные успехи ученика. Более того, если стресс проявляется в виде повышенной активности, он может стать причиной плохой оценки по поведению.

Допустимо ли при этом считать, что в несовпадении оценок ученика и учителя «виноват» только учитель? Конечно, нет. Научные исследования показывают, что дети очень по-разному описывают ситуации, вызывающие стресс и стрессовое состояние. Для одного ребенка стресс – это невозможность удовлетворить потребность в общении, для другого – недостаток времени для выполнения задания, для третьего – отсутствие социальной поддержки и прочее. Более того, ребенок может испытывать стресс, но не осознавать, какая ситуация его вызывает, замещать переживание стресса демонстрацией беспомощности, не жаловаться на свое состояние, но «говорить» о нем на языке тела, повторяя одни и те же движения и действия. По мнению взрослого человека, ребенок реагирует на стресс состоянием возбуждения, отсутствием аппетита, нарушением сна, испытывает страх и тревожность, а подросток – агрессией или, наоборот, сниженным настроением, апатией, безразличием. То есть существуют возрастные особенности в восприятии, понимании и переживании ребенком стресса.

Отвечая на вопрос о том, как ты справляешься со стрессом, ребенок предпочитает указывать на отвлечение, физическую разрядку и обращение за помощью к взрослому, а подросток – на разрядку и необходимость решать проблемы. По мнению взрослого, однако, во всех случаях переживания стресса и ребенок, и подросток склонны выбирать социальную поддержку. То есть взрослый редко допускает мысль о том, что дети и подростки имеют собственные ресурсы ослабления (или редукции) стрессового состояния, а значит, не готов к тому, чтобы инициировать активность детей в преодолении жизненных трудностей.

Бесспорно, социальная поддержка необходима и важна для человека любого возраста, выступает ресурсом психологического благополучия для ребенка, подростка и взрослого, однако может быть недостаточной, а в иных случаях и проблемной, ограничивающей возможности самостоятельного решения проблемы и подкрепляющей человека в собственной беспомощности. Об этом важно помнить. 



Читайте также


Бразилия придаст БРИКС видимость единства

Бразилия придаст БРИКС видимость единства

Владимир Скосырев

Объединение подтачивают разногласия между Китаем и Индией

0
1906
О частной собственности как институте и ценности

О частной собственности как институте и ценности

Правильность приватизации и пересмотр ее итогов – два вопроса, на которые нужно отвечать отдельно

0
3552
У инфляции в России нашли виновных, ими оказались пенсионеры

У инфляции в России нашли виновных, ими оказались пенсионеры

Анастасия Башкатова

Старшее поколение помнит о прежних трудностях и не верит в успехи Центробанка

0
6499
Цифровой мир пугает взрослых, но не детей

Цифровой мир пугает взрослых, но не детей

Александр Смирнов

Как отделить страхи родителей от реальных угроз

0
1988

Другие новости