0
873
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

25.05.2009 00:00:00

В мире

Артур Блинов.
Зав. отделом международной политики "Независимой газеты"

Об авторе: Артур Блинов - заведующий отделом международной политики "НГ"

Тэги: автопром, кризис


автопром, кризис Вице-канцлер ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер побывал в цехах компании Opel.
Фото Reuters

Минувшая неделя прошла в реальной экономике мира под знаком того, что можно назвать ломкой или переделом автопрома. Упоминались GM, Chrysler, Fiat, Opel, Toyota и даже ГАЗ.

Сначала о лидирующей в мире японской Toyota. Несмотря на свое первое место в мире по продажам и свои технические достижения, она имела убытки в первом квартале года. Сказалось общее падение спроса на автомашины.

Разумеется, в центре внимания оставался крупнейший американский производитель GM («Дженерал моторс»). Корпорация активно готовилась к объявлению банкротства и заодно, пока не наступил крайний срок объявления этого решения – 1 июня, получила от федеральной власти в порядке помощи на текущие нужды еще 4 млрд. долл. и просит еще 2,6 млрд. долл. Дополнительно к уже полученным 15,4 млрд.

Руководство GM продолжало переговоры с Объединенным профсоюзом автомобилестроителей. С канадской частью этого трейд-юниона уже договорились – о снижении оплаты рабочих до уровня японских заводов в Северной Америке и гарантиях финансовой поддержки медицинского фонда сотрудников. Подобные условия обсуждаются с американской частью профсоюза. Однако там пока решения не достигнуто, так как представители рабочих возражают против планов широкомасштабных увольнений. У GM свой рычаг – угроза переноса значительной части производства в Китай. По прогнозам экспертов, соглашение может быть достигнуто в самое ближайшее время. В то же время все еще не удается договориться с держателями облигаций GM на сумму 27 млрд. долл.

В Европе в центре внимания оставался германский Opel, принадлежащий той же GM, которая объявила, что готова отдать фирму новому владельцу бесплатно, но при условии крупных инвестиций в улучшение производства. Как известно, первым такой сделкой заинтересовался итальянский FIAT. Несмотря на то, что он только что обеспечил свое участие во владении американской компанией Chrysler. И вопреки демонстрациям протеста в Турине, где рабочие вышли на улицу выразить свои опасения в связи с возможностью переноса компанией производства в другие страны и увольнений персонала в Италии.

Пока мало кто смог объяснить источник приобретательских аппетитов компании, у которой самой немалый корпоративный долг – 6 млрд. долл. Как правило, экспансию FIAT объясняют непомерной предприимчивостью главы фирмы Серджио Маркионне. С помощью сделки с Chrysler и приобретения Оpel он хочет вывести FIAT на второе место в мире по выпуску машин.

Претендентами на Opel стали также базирующаяся в Брюсселе международная инвестиционная компания RHJ и канадский производитель автомобильных компонентов и запасных частей Magna. Участником последней является российская автомобильная компания ГАЗ, принадлежащая Олегу Дерипаске. Она пользуется финансовой поддержкой Сбербанка.

И, наконец, последний соискатель – китайская компания Beijing automotive Industries (Пекинская автомобильная компания).

До последнего момента фаворитом считалась Magna, которая пообещала сохранить все четыре завода Opel в Германии, увеличить производство на самом крупном из них до 250 тыс. машин в год вместо нынешних 160 тыс. и не проводить крупномасштабных увольнений персонала.

Китайская компания заинтересована в европейских технологиях, однако пока она лишь «проявила интерес» к сделке, не представив пока конкретную заявку и план.

В этом вопросе свое слово должны сказать власти ФРГ, которые примут участие в решении вопроса – в частности, путем предоставления финансовых гарантий. Вице-канцлер и министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер уже публично поддержал заявку канадской фирмы. По его мнению Magna – единственная фирма, предоставившая «реальный план». Однако министр экономики Теодор Гуттенберг сообщил в пятницу, что FIAT только что «улучшил свой план».

Последнюю точку в этом деле должны поставить GM и федеральные власти США, несущие ответственность за дальнейшую судьбу автогиганта. По прогнозам американских СМИ, GM не избежать банкротства и дальнейшей реорганизации в опоре на крупные финансовые вливания. По прогнозам экспертов, она потянет на 40–70 млрд. долл. При этом, как объявил президент США Барак Обама, государство не собирается всегда оставаться инвестором отрасли. В будущем она вновь станет полностью частной.

Все эти намечаемые приобретения и реформы носят весьма радикальный характер. Уже сейчас очевидно, что из нынешнего экономического кризиса мировой автопром выйдет совсем иным, чем он был до этого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1630
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1493
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1715
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1427

Другие новости