0
390
Газета Я так вижу Печатная версия

29.10.2025 16:42:00

Демографический прецедент

Cенсационная новость из Росстата поставила в тупик чиновников от образования

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: росстат, сенсационная новость, число школьников, нагрузка на учителя, демография, егэ


росстат, сенсационная новость, число школьников, нагрузка на учителя, демография, егэ Единый госэкзамен не будут отменять еще как минимум лет 20. Фото РИА Новости

В один из последних дней зимы этого года на стол министра просвещения Сергея Кравцова легли аналитические документы с удивительной, если выражаться сдержанно, статистикой. В них со ссылкой на ведущие контрольно-надзорные службы, солидные вузы и ведомства, включая Росстат, РАНХиГС при Президенте РФ и Минпросвещения России, подводятся итоги работы системы образования за последние 10 лет.

Вот, например, такой расклад: с 2014 года число школьников в России выросло на 28% – с 14,1 млн до более чем 18 млн. Число учителей за тот же период не изменилось: 1,07 млн человек. Это значит, что нагрузка на каждого педагога обновилась сообразно прибавлению учеников. Этот «почетный груз», или «камень на шее учителя», кому как больше нравится. Сегодня в среднем по стране, согласно информации Росстата, на одного учителя приходится 17 учеников. Для сравнения: в 1990 году – 14. Если вернуться к норме 90-х, потребуется дополнительно более 220 тыс. педагогов. Не буду цитировать другие выводы официальной справки, в них много печального.

В 2007 году нынешний помощник президента РФ, а тогда министр образования России Андрей Фурсенко не пропускал ни одной пресс-конференции, в ходе которых чиновник однообразно и неизменно подчеркивал, что «демография кончается». «Контингент учеников 11-х классов в 2008 году сократится на 8%, а к 2010 году – на 30% к уровню 2007 года», – сообщал политик в ННЦ Новосибирска, а затем в Москве (ТАСС, МИА «Россия сегодня»), Санкт-Петербурге и т.д. «Мы прошли пик людей, которые хотят продолжать образование в вузах, сегодня спрос на высшее образование удовлетворен. Поэтому когда мы говорим о строительстве новых университетов, то должны помнить о том, что вузы не должны быть пустыми», – предупреждал глава образования за пару лет до введения в штатном формате одного из изобретений американского ума из трех веселых букв кириллицы – ЕГЭ.

«Год вымирающего абитуриента», «Россия рухнула в демографическую яму», «Вторая смена отмирает» – кричали заголовки в СМИ. А вот гораздо менее известная деталь: именно под влиянием демографического спада участь ЕГЭ повисла к середине нулевых на волоске. Оно и понятно: число добровольцев единого экзамена катастрофически таяло вместе с «запасом» девятиклассников...

Только в специфическом уме штабного управленца мог оформиться прообраз Федерального закона № 194 (от 21.07.2007), якобы защищавшего право детей на полное общее образование, а на самом деле – приговаривавшего их к нему. А главное, тем самым незаметно расширявшего список участников экзамена-банкрота.

Придавая единому испытанию статус «обязательного», чиновники разжигали далеко не самые культурные запросы поредевшего отряда старшеклассников. А именно: девятилетнюю привычку греть посадочное место в специально отведенной для этого «учебной» комнате, стремление к легким деньгам, престижному статусу, хлебным чинам...

С течением времени о прямо противоположной тенденции рождаемости возвестило выступление Владимира Путина в Нижнем Новгороде (10.10.2019) с настоятельным запросом «создавать достаточное количество мест в школах» в рамках одноименной госпрограммы, «иначе мы не только не ликвидируем третью и вторую смену, а они у нас будут нарастать».

В целом итог таков: пока общество боролось с ЕГЭ, демографические ветры улеглись, тренд поменялся на обратный, так что сегодня балом правит благословенный бэби бум. Даже эксперты Минпросвещения и Рособрнадзора это признали, вдвое сократив в апреле 2025 года для выходцев из девятого класса количество сдаваемых экзаменов в апреле. Этот секвестр они объяснили необходимостью повышения престижа системы среднего профессионального образования (СПО), хотя, на мой взгляд, подлинная цель – поиск свободных парт на территории массовой школы в преддверии очередных капризов демографии.

Правда, в итоге этой весьма полезной инициативы резко взлетели почему-то биржевые акции… единого экзамена(!). В школах выстраиваются очереди из желающих попасть в десятый класс. Используя достаточно невнятную и шаткую позицию Минпросвещения, администрации отдельных школ устанавливают негласный барьер на переходе в старшее звено.

Так что ЕГЭ был, есть и «будет есть» еще лет двадцать: до очередного спада демографии как минимум он вне опасности. Текучка кадровая, говорят, в центральных офисах Рособрнадзора и Минпросвещения приблизилась к нулевой отметке: «белые воротнички» никак не нарадуются грандиозной статистической сенсации. Видимо, готовятся отыграться на детях накануне новой волны диагностических срезов и мониторингов.

А школа как сфера подготовки граждан ждет, как обычно, очередные «челленджи» и предписания свыше. Сражается то с ростом, то с падением плотности населения; обкатывает ежегодные измерительные чудеса, чтобы закамуфлировать отсутствие в школах самого главного – процесса обучения.

Символична в этом смысле реплика (или оговорка?) директора ГПОУ «Школа № 45 им. Л.И. Мильграма» Михаила Шнейдера в недавней программе «Педагогика для всех» на телеканале «Культура». Речь шла о ключевой идее замечательного педагога-публициста Симона Соловейчика, которая, по мнению комментатора, «явно вступает в противоречие с сегодняшними трендами». Она гласит: «Процесс важнее результата».

Как это, спросите вы. А как же ЕГЭ, ОГЭ? «Все это совершенно замечательные процедуры, они необходимы, никто с этим не спорит, – поясняет ведущий, – но без процесса не бывает результата».

Но разве не ЕГЭ, ОГЭ и прочие продукты административного мышления, собственно (в качестве превалирующего «результата»), и лишили школу самого «процесса»?

Робототехника выталкивает сапиенса из экономики целыми профессиональными стратами. В России проблема еще усложняется, поскольку «дети ЕГЭ» работать не всегда умеют и вообще не понимают зачастую, что им в жизни интересно. Это, на мой взгляд, достаточный повод для того, чтобы развернуть в учебных классах своеобразную парк-школу по практическому применению умений, пока не полученных в классах. Там, разумеется, где для такого «парка» есть простор.

По мнению создателя этой модели, именно ежедневные поступки, постоянный выбор созидают в человеке нравственную стойкость. Вот почему сменить специализацию в парк-студиях можно по бюджетной карте школьника всего за пять минут.


Читайте также


История опять станет обязательным предметом на ЕГЭ

История опять станет обязательным предметом на ЕГЭ

Наталья Савицкая

Выбор экзамена абитуриентами при поступлении в вуз может существенно трансформироваться

0
416
Упрощения ЕГЭ и ОГЭ не будет

Упрощения ЕГЭ и ОГЭ не будет

Наталья Савицкая

В Рособрнадзоре попытались оценить последствия реформ 90-х годов

0
3735
Остановить депопуляцию России можно уже в ближайшие годы

Остановить депопуляцию России можно уже в ближайшие годы

Михаил Сергеев

Страна переживает переломный момент, когда увеличить показатели рождаемости реально

0
6625
Как сдать ЕГЭ без репетиторов

Как сдать ЕГЭ без репетиторов

Игорь Аглицкий

Об экономике подготовки к выпускным испытаниям

0
9955

Другие новости