0
827
Газета В мире Интернет-версия

11.09.2001 00:00:00

Непросто пересесть с автомобиля на ракету

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: танэгасима, ракета, h2a


ДВАДЦАТЬ девятого августа персонал японского космического центра Танэгасима вздохнул с облегчением после того, как служба наблюдения сообщила о благополучном выходе на заданную орбиту головной части ракеты Н-2А. Внимание в стране к этому запуску было очень большим, поскольку предыдущие запуски ракет этого типа в феврале 1998-го и ноябре 1999-го, а также ракеты М5 в феврале 2000 года завершились неудачно. Еще один провал, по мнению руководителя Национального агентства по развитию космических исследований Японии (NASDA) С.Яманоути, привел бы к краху национальной космической программы и поставил бы под вопрос способность Японии продолжать разработку собственных ракет.

Поскольку 29 августа запуск был осуществлен в испытательных целях, ракета не несла полезной нагрузки, и в ее головной части содержался трехтонный балласт и шар-отражатель, необходимый для проверки точности выхода на орбиту. В целом этот успех расценивается в Японии как важный шаг к выходу страны на мировой рынок коммерческих запусков.

Еще лет 15-20 назад сами японцы расценивали свою ракетно-космическую промышленность (РКП) как "пребывающую в детских штанишках". С определенной долей юмора они сравнивали достигнутые здесь результаты, например, с объемами производства лапши быстрого приготовления или туалетной бумаги.

В послевоенные годы ракетостроение во всех странах развивалось прежде всего в интересах вооруженных сил. В Японии практическое ракетостроение началось с военных заказов на ракеты класса "земля-земля" "Онест Джон", производство которых было налажено по американским лицензиям в 1955 году. Первые шаги в разработке собственной ракетной техники в послевоенные годы были сделаны в Японии в начале 50-х годов в Научно-исследовательском институте промышленных технологий при Токийском университете, в котором была специальная лаборатория ракетной техники. Несколько позже на ее базе был создан НИИ космоса и аэронавтики. В нем были последовательно разработаны ракеты серий "Каппа", "Лямбда", "Мю", которые обеспечивали довольно активное участие Японии в международных программах по исследованиям околоземного пространства на больших высотах.

Но путь к запуску спутников был достаточно сложен и тернист. С 1966 года было четыре неудачные попытки запустить спутник. Лишь после пятой, в феврале 1970 года, первый японский искусственный спутник Земли "Осуми" вышел на орбиту, но и он имел неполадки на борту и перестал передавать информацию после нескольких витков вокруг Земли. Не обходилось без срывов и при запусках некоторых последующих спутников. Это был период накопления опыта. Все эти запуски финансировались государством.

Уже на первых этапах развития космической техники встал вопрос о необходимости особой организации, которая консолидировала бы структуру ракетно-космической программы. Поэтому в середине 1969 года специальным решением парламента было учреждено Национальное агентство по развитию космических исследований с задачей создания ракет для практических целей, прикладных спутников, строительства необходимых наземных сооружений и объектов.

Не остался в стороне от космических программ и частный бизнес. Руководство Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн), штаба крупных японских корпораций и отраслевых ассоциаций страны, создало в своей структуре Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Позднее он был преобразован в Совет содействия освоению космоса. О мирных целях в названии упомянуто не случайно. Мирному направлению развития отраслей промышленности Кэйданрэн уделяет большое внимание. По этой причине по инициативе руководства Кэйданрэн военная сфера РКП была передана в Японскую ассоциацию вооружений, а ракетостроение - в Японскую ассоциацию авиационной промышленности. В результате в 1974 году была сформирована Японская ассоциация авиакосмической промышленности.

Считается, что Кэйданрэн вырастил космическую промышленность страны. Его аналитические органы внимательно следят за всеми крупномасштабными космическими проектами в мире и оценивают возможности участия Японии в них или организации собственных работ. Руководство Кэйданрэн советует правительству, какой компании и что поручить, кому, в какой форме и на каких условиях передать тот или иной заказ. Советы весьма конкретные и деловые, поскольку потенциал каждой компании Кэйданрэн хорошо известен.

Шаг за шагом совершенствовались японские ракеты-носители. В июле 1986 года ракетой Н-1 было запущено сразу два спутника - геодезический и ретрансляционный. Ракета характеризовалась как достаточно надежная и перспективная. Однако при производстве Н-1 использовались американские технологии, что накладывало определенные коммерческие ограничения на ее использование. Нельзя, например, было запускать спутники третьих стран.

Этапным стал запуск в феврале 1994 года ракеты Н-2. На ее создание было израсходовано 270 мрд. иен, но эти затраты были оправданы уже тем, что Японии удалось преодолеть зависимость от США. Ракета была изготовлена с использованием только японских технологий, и страна получила возможность запускать спутники третьих стран на коммерческой основе. Однако коммерция предполагает выгодность, а ее ракета Н-2 обеспечить не могла, хотя готовиться к выходу на рынок по запуску спутников японские компании начали еще в конце 80-х годов, вырабатывая условия объединения усилий различных частных компаний. В результате в июле 1990 года был создан консорциум "Рокет систем" с задачей коммерциализации использования еще разрабатываемой в то время ракеты Н-2. В консорциум вошли 73 фирмы, включая банки и страховые компании. Консорциум отвечает за все этапы работ - от производства ракет и спутников на предприятиях своих членов до практических запусков.

Однако выйти на рынок по запуску спутников с ракетой Н-2 было практически невозможно. Чтобы конкурировать с ракетами европейского консорциума "Арианспейс" и американскими корпорациями, нужно было увеличить полезную нагрузку для вывода спутников на геостационарную орбиту с 2 т до 4 т и снизить стоимость запуска с 19 млрд. иен до 8,5 млрд. иен. В модификации Н-2А это достигнуто. Казалось, что выход на рынок коммерческих запусков уже осуществлен, поскольку были заключены контракты с компаниями спутниковых навигационных систем на запуски нескольких спутников. Однако неудачи 1998 и 1999 годов привели к тому, что большинство контрактов было расторгнуто.

На ошибках учатся. Главный вывод, который был сделан японскими производителями ракет, - ошибки в ракетостроении обходятся весьма дорого. В этой отрасли нельзя рассчитывать на метод проб и ошибок, как, например, при разработке новых моделей автомобилей, когда на испытаниях для выявления оптимальных решений разбиваются десятки образцов. В ракете Н-2А содержится 270 тысяч деталей и узлов, и большинство жизненно важны. Следовательно, говорят в интервью японские специалисты, нужно отрабатывать тщательнейший контроль за качеством, создавать систему ответственности по всей цепочке процесса.

Руководство "Рокет систем" надеется, что нынешний успешный запуск позволит восстановить доверие к японской ракетной технике. Но все еще с большим волнением ждет очередных пробных запусков, которые запланированы на январь и февраль будущего года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единой России" поручают бывших участников СВО

"Единой России" поручают бывших участников СВО

Иван Родин

Партия будет успокаивать потенциально проблемный для власти электорат

0
1470
В экономике сохраняются шансы на рост ВВП в 2025 году

В экономике сохраняются шансы на рост ВВП в 2025 году

Михаил Сергеев

При сохранении аномально высокой ставки Центробанка возможна рецессия

0
1350
Адвокатов просят ненадолго задержаться для допроса

Адвокатов просят ненадолго задержаться для допроса

Екатерина Трифонова

Закон запрещает превращать защитников в свидетелей, но не наказывает за такие нарушения

0
1180
КПРФ подняла на встрече с Мишустиным вопрос о росте цен и проблемах ЖКХ

КПРФ подняла на встрече с Мишустиным вопрос о росте цен и проблемах ЖКХ

0
918

Другие новости