На фото вице-президент Европейской комиссии Франс Тиммерманс. Фото Gettyimages
Главный исполнительный орган Евросоюза дал польским властям два месяца на пересмотр реформы Конституционного суда страны. По утверждениям критиков, в нынешнем виде изменения проворчат принципу верховенства закона и превратят Польшу в автократию. По словам эксперта, Варшава от предложенных инициатив скорее всего не откажется.
«Мы считаем, что (у Польши. – «НГ») есть серьезные проблемы с уважением к принципам верховенства закона, – заявил вице-президент Европейской комиссии Франс Тиммерманс. – Мы не собираемся заметать эту проблему под ковер. Мы будем обращать на нее внимание, пока не добьемся решения». На момент ухода с должности экс-председатель Конституционного суда Польши Анджей Жеплиньский уже выражал тревогу по поводу действий властей.
В частности, он заявил, что партия «Закон и справедливость» угрожает уничтожением институтов, надзирающих за деятельностью руководства страны.
«Прежняя правящая партия «Гражданская платформа» в рамках предыдущего сейма (нижняя палата парламента Польши. – «НГ»), состав которого истекал зимой прошлого года, в последний момент утвердила состав Конституционного суда. «Гражданская платформа» и сейм имели право это делать. Партии «Закон и Справедливость», сменившей после ноября 2015 года «Гражданскую платформу», не понравилось, что представителей суда одобряла оппозиция, и они просто самовольно изменили состав суда, расширив его и введя туда сразу восемь новых представителей. А вот этого они делать права как раз не имели, – пояснил «НГ» старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, эксперт по Польше Вадим Волобуев. – Причем все новые члены конституционного суда, скажем так, – фигуры довольно маргинальные, никому в стране не известные».
По словам эксперта, Конституционный суд – последнее препятствие на пути «Закона и справедливости», возглавляемой Ярославом Качиньским, к неограниченной власти. Партия в одиночку формирует правительство, а президент страны Анджей Дуда также является представителем «Закона и справедливости».
«Общий курс польского правительства идет в русле так называемой моральной революции, что в том числе связано с закручиванием гаек – в политике и общественной системе, – сказал Волобуев. – Партия власти пытается взять под свой контроль телевидение, конституционный суд. Моральная ли проводимая «Законом и справедливостью» революция или неморальная, факт в том, что эта революция требует сосредоточения рычагов власти, чего партия Качинского и добивается».
По мнению эксперта, правительство в Варшаве едва ли пойдет ЕС на уступки. «Тем более что председатель Европейского совета сейчас – Дональд Туск, главный враг Ярослава Качиньского, являющегося лидером правящей в Польше партии «Закон и справедливость», – отметил Волобуев.
Аналитик добавил: «Правящей партии в Польше не нравится, что наднациональные структуры вмешиваются в их деятельность. Братья Качиньские вообще изначально были очень большими противниками превращения Евросоюза в своего рода конфедерацию. Они хотели, чтобы блок оставался менее интегрированным институтом, наподобие СНГ».
Как сообщает портал EU Observer, если «Закон и справедливость» не свернет с намеченного им курса, Евросоюз может активировать статью 7 Лиссабонского договора. Согласно ей институты Европейского союза имеют право вынести санкции в отношении стороны, нарушившей основные ценности блока. В перечень ценностей (которые указаны в статье 2 договора) входят «уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, верховенство закона и права человека».
«Цель статьи 7 – обязать все страны-члены следовать ценностям ЕС. Стоит отметить, что статья 7 содержит два механизма. Во-первых, с ее помощью Совет ЕС может вынести какой-либо стране предупреждение, что является своеобразной «профилактической» мерой, - пояснила «НГ» преподаватель политологии в Университете Йорка, эксперт по интеграции стран Восточной Европы в Евросоюз Эли Гатева. – Второй механизм, предусмотренный статьей 7, Совет ЕС может ограничить право голоса государства-члена союза в институтах блока».
Между тем, как отметила Гатева, хотя Еврокомиссия и может формально вынести запуск статьи 7 на повестку блока, привести статью в действие она не способна. Для этого требуется согласие двух третей представителей парламента ЕС; решение также должны поддержать четыре пятых членов Совета ЕС.
В то же время Гатева подчеркнула, что поведение «Закона и справедливости» насторожило не только Еврокомиссию. Обеспокоенность положением дел в Польше выражала и Венецианская комиссия при Совете Европы. Поведение правящей партии не по душе и многим рядовым полякам. Так, на днях в Варшаве прошли очередные массовые демонстрации оппозиции против властей. Как отмечают СМИ, многие граждане, особенно в крупных городах, очень насторожены «автократичным» курсом политики «Закона и справедливости».
По словам Волобуева, мандат правящей партии, хотя и демократически легитимный, не настолько безоговорочный, как кажется на первый взгляд. «Многие поляки проголосовали за Качиньского в 2015 году не для того, чтобы тот закручивал гайки, а для того, чтобы он разобрался с коррупцией и провел социальные программы, больше бы заботился о бедняках», – отметил Волобуев.