Терезу Мэй призывают пересмотреть стратегию в переговорах по брекзиту. Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй провела встречу с французским президентом Эмманюэлем Макроном. Главной темой в повестке переговоров стало противодействие терроризму. Дискуссия лидеров состоялась на фоне усиления позиций Макрона во Франции и провального выступления Мэй на парламентских выборах в Британии, которые значительно ослабили ее позиции в переговорах по брекзиту.
Диалог двух лидеров должен был состояться во вторник в Париже. Вечером Макрон и Мэй планировали посетить стадион Стад де Франс, где состоялся матч между футбольными сборными Франции и Великобритании.
Цель встречи – выработать совместную стратегию по борьбе с террором, сообщает Guardian. Особое внимание лидеров, по данным издания, сосредоточено на проблеме радикализации граждан в Интернете. Макрон и Мэй должны были призвать IT-компании – прежде всего Facebook и Google – прилагать больше усилий для противодействия этой угрозе.
Встреча в Париже поможет Мэй перевести повестку дня с темы ее провального выступления на минувших парламентских выборах, констатируют СМИ. По итогам голосования, состоявшегося 8 июня, возглавляемая премьером Консервативная партия получила лишь 318 (из 650) мест в Палате общин, лишившись в ней абсолютного большинства. «Итоги парламентских выборов показывают, что британцы не поддерживают Мэй и «жесткий» брекзит на том уровне, на котором представлялось», – отметила в беседе с «НГ» эксперт клуба «Валдай», доцент ВШЭ и СПбГУ Татьяна Романова.
Непростая ситуация, в которой оказалась Мэй, может сказаться на ходе брекзита. Так, бывший лидер консерваторов и экс-глава МИДа Уильям Хэйг в статье в Telegraph призвал премьер-министра пересмотреть свою стратегию по этому вопросу. Напомним, что до сих пор Мэй заявляла о намерениях выйти из единого европейского рынка (ЕЕР) в целях урезать миграцию в Британию из стран ЕС. «Вы должны изменить свою позицию, а главным приоритетом в переговорах должна стать экономика (Британии. – «НГ»), а не сокращение числа мигрантов, – обратился к Мэй Хэйг. – Это поможет вам легче найти общий язык с шотландскими консерваторами, бизнесом, а также, вероятно, и с оппозиционными фракциями в парламенте».
Сценарий, при котором Великобритания покинет ЕС, оставшись при этом в составе ЕЕР, принято называть «мягким» брекзитом. В пользу такой позиции высказывалась Рут Дэвидсон, лидер шотландских тори, владеющих в Палате общин 13 мандатами. Такое решение, по данным прессы, поддерживают и некоторые министры, в том числе глава МВД Эмбер Радд и канцлер казначейства Филипп Хаммонд.
Тогда как «мягкий» брекзит будет выгоден бизнесу, у Мэй могут возникнуть проблемы с тем, чтобы его «продать», считает Романова. «Ведь «мягкий» брекзит – не брекзит как таковой. С одной стороны, он лишит Британию всех преимуществ принятия решения внутри ЕС, с другой – Лондон будет выполнять большую часть законодательства сообщества, – рассуждает эксперт. – Да, «мягкий» обеспечит стабильность для бизнеса и граждан, а также отчасти мирный процесс в Северной Ирландии. Но «мягкий» брекзит лишает явных преимуществ в смысле обретения Великобританией полноценного суверенитета».
Как сообщает издание EU Observer, дипломаты Брюсселя и Лондона готовы начать обсуждение технических деталей брекзита уже на этой неделе. А в воскресенье Times писала, что Мэй намеревается возобновить переговоры до 19 июня, однако наверняка ничего не известно.
О риске, что стороны не смогут достичь согласия по брекзиту до закрытия окна переговоров в марте 2019-го, британцев предупредил Мишель Барнье, главный переговорщик по брекзиту от Еврокомиссии. «Я же не могу разговаривать сам с собой», – пошутил Барнье, имея в виду хаос, установившийся в британской политике.
Если Мэй и ее партия переживают не самый благоприятный период, то Макрон, напротив, находится на подъеме. Его партия «Вперед, Республика!» собрала больше всех голосов (32,6%) в первом туре парламентских выборов, которые состоялись в воскресенье. «После периода стагнации Франция снова на коне, и Германия теперь не единственный лидер в ЕС, – резюмирует издание Politico. – Британия же, благодаря очевидным ошибкам своих элит, оказалась в изоляции и упадке».
И тогда как политики в Лондоне склоняются в сторону более «мягкого» развода с Брюсселем, Макрон в целом был бы более заинтересован в «жестком» брекзите, полагает колумнист Financial Times Гидеон Рахман. Французский лидер – убежденный евроэнтузиаст, выступает в пользу углубления интеграции ЕС в финансовой и оборонной сферах. В свете этого, пишет Рахман, Макрону выгоден «жесткий» брекзит, при котором европейцы потратили бы как можно меньше времени на переговоры с Лондоном и вплотную занялись бы его реформами.