0
3614
Газета Кино Интернет-версия

07.06.2016 19:47:00

Женщины-режиссеры открыли «Кинотавр»

Тэги: кино, фестиваль, сочи, кинотавр


кино, фестиваль, сочи, кинотавр Кадр из фильма «Петербург. Только по любви». Фото официального сайта фестиваля "Кинотавр"

Первым фильмом, показанным в рамках 27-го «Кинотавра», стала картина «Петербург. Только по любви». Семь новелл, снятых на «Ленфильме» семью женщинами-режиссерами – Натальей Кудряшовой, Натальей Назаровой, Анной Пармас, Аксиньей Гог, Оксаной Бычковой, Авдотьей Смирновой и Ренатой Литвиновой. То, что по задумке должно было стать киноальманахом наподобие «Париж, я люблю тебя», на деле оказалось неровной подборкой короткометражек – скорее режиссерских портретов, чем портретов города.

Кино, снятое женщинами-режиссерами, наряду с дебютным и документальным – один из негласных трендов нынешнего сочинского кинофестиваля. В одной только основной программе таких работ будет 5 из 14 – полнометражных, а ведь есть еще и конкурс короткого метра. Даже саму церемонию открытия в этом году символично вела женщина, Рената Литвинова, которая ожидаемо превратила официальную часть с представлением программы и членов жюри практически в собственный моноспектакль. Новеллу, снятую Литвиновой для «Петербурга», зрители после этого ждали с особым нетерпением – и она, завершающая фильм, с ней самой в главной роли, предсказуемо оказалась одной из самых удачных.

Героиня Литвиновой здесь – актриса, мать трех дочерей, две из которых, красивые, также актрисы, а третья – с горбом (Яна Сексте). Есть еще влюбленный второй режиссер, который возит всю эту семью на своей старенькой «Победе» на «Ленфильм», где загадочная и взбалмошная француженка снимает черно-белую артхаусную картину «Сны Иосифа» – про Иосифа Бродского. На площадке царит невообразимый хаос, шум, гам, грим. Звучат стихи, все наряжаются и ругаются друг с другом, оттягивая момент начала съемки. Максим Виторган бродит в роли Довлатова, киноведу Константину Шавловскому приклеивают нос – ему предстоит играть двойника Бродского. То и дело звучит то французская речь, то голос Литвиновой, которая вживается в неведомую роль. Действие этой абсурдистской зарисовки подчиняется логике сна, то есть отсутствию какой-либо логики. Угадать руку Литвиновой, создавшей этот полный условностей и театральных преувеличений мир, можно было бы даже если бы ее самой не было в кадре – атмосфера легкого и обаятельного, трагикомичного безумия говорит сама за себя.

Впрочем, то же самое происходит в этом фильме с каждой из новелл. Титры, рассказывающие, кто что снял, появляются в самом конце, но расставить всех режиссеров по своим местам можно и без подсказок. «Аничков мост» Натальи Кудряшовой похож стилистически на ее дебютных «Пионеров-героев» – надуманный, затянутый, псевдоглубокий, но местами остроумный. С Полиной Кутеповой в роли англоговорящего гида и Геральдом Огером в качестве заморского туриста-философа. Пожалуй, единственная новелла, прямо – даже прямолинейно – отвечающая заданной теме.

Остальные авторы в любви к Петербургу признаются не «в лоб». Анна Пармас, сценаристка «2 дней» и «Кококо» Авдотьи Смирновой, – историей про немолодую беременную женщину (Светлана Камынина) и ее маму (Надежда Маркина), которые идут к врачу по зимнему городу. Выходит чересчур простая, раздражающая мелодрама про одиночество и «женское счастье» с внезапными, возникающими из воздуха диалогами про Сталина и «пятую колонну». Наталья Назарова, чья короткометражка «Светлячок» на недавнем фестивале дебатов в Омске была фаворитом программы, придумала на первый взгляд непростую и обескураживающую новеллу «Просто концерт» про непутевую мать (Анна Уколова) с вроде бы неожиданным и даже смелым для российской действительности твистом. Который в финале, впрочем, все равно наталкивается на непробиваемую стену психологизма и мелодраматизма – вместо смелой истории выходит сентиментальная.

На этом фоне выигрышно смотрится работа Аксиньи Гог «Селфи», хулиганская костюмная зарисовка про девушку, пожелавшую покончить с собой в Петербурге, и панка, невольно спасающего ей жизнь. Здесь сбрасываются в Неву, прицепив к ноге гипсовый бюст, стреляются из антикварных пистолетов, читают стихи и гуляют по крышам – «это Питер, детка», как верно замечает главный герой. А какой Петербург без Боярского? У Авдотьи Смирной в «Выгуле собак» он играет шамана-шарлатана, который пытается снять с героини Анны Михалковой (такой же несчастной питерской интеллигентки, как и ее Лиза из «Кококо») обет безбрачия.

Лучшей же новеллой альманаха, бесспорно, можно назвать «Утро» Оксаны Бычковой. Для автора «Питера FM» и «Еще одного года» такой жанр – родная стихия. Ее очередную негромкую, нежную, тонкую историю о любви на берегах Невы играют Надежда Лумпова, знакомая по тому же «Еще одному году», и Александр Паль, большую часть фильма не произносящий ни слова, но переигрывающий сразу всех актеров и актрис альманаха. Очень ровная и очень питерская – по градусу романтики и безумия – история про любовь с первого взгляда и одновременно про любовь к городу. Пожалуй, никому из коллег Бычковой по фильму не удалось настолько же гармонично уместить собственные режиссерские амбиции в рамки заданной темы. Да, ни одна из создательниц «Петербурга» не изменила себе, и в этом, как оказалось, – одна из главных проблем. Впрочем, есть в чем винить и продюсеров, не сумевших собрать семь индивидуальных историй в одну общую – помогло бы, возможно, даже элементарное изменение порядка, в котором идут новеллы, что, в свою очередь, совершенно изменило бы ритм и настроение фильма. Без этого получается не задуманный портрет города, а визитки режиссеров, путеводитель – но не по Петербургу, как обещали создатели, а по творчеству авторов новелл. Но, как говорится, это тренд, детка.

 Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
697
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
731
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1015
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
805

Другие новости