Фото Reuters
Журнал Stern в воскресенье высказал сомнение в устойчивости правящей черно-красной коалиции. Он опубликовал статью, посвященную ситуации с трактовкой одного из положений коалиционного договора, заключенного консервативным блоком Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партией Германии (СДПГ). Речь идет о легализации в стране абортов.
Как ранее писала «НГ», на каникулы правительство ФРГ ушло, не решив проблему избрания Бундестагом конституционных судей. Камнем преткновения стала судья, предложенная СДПГ и одобренная канцлером Фридрихом Мерцем, но проваленная при голосовании членами фракции ХДС/ХCC. Поскольку кандидатуры трех судей голосовались пакетом, все они оказались неизбранными. Сам канцлер в ходе последней пресс-конференции посчитал этот инцидент незначительным и обещал к осенней сессии Бундестага договориться о замене не прошедшей голосование кандидатуре на другую.
Но социал-демократы уперлись и продолжают настаивать на своей провалившейся кандидатуре, требуя повторного голосования. В ходе разгоревшейся, несмотря на летние каникулы, дискуссии выяснилось .что проблема лежит намного глубже и связана не столько с кандидатом в судьи, сколько с толкованием одного из положений коалиционного договора. Журнал задается в этой связи вопросом, не станет ли это положение причиной краха недавно созданной правящей коалиции.
Речь идет о реформе уголовной статьи 218, в которой говорится о запрете в Германии абортов. Эта статья присутствует в Уголовном кодексе страны с 1871 года. То есть с момента образования самой Германии. Она видоизменялась и в сегодняшнем варианте запрещает все аборты, за исключением случаев, когда непроведение процедуры грозит смертью женщине или беременность возникла вследствие изнасилования. В остальных случаях искусственное прерывание беременности наказывается лишением свободы.
Правда, статья практически не применяется, так как гражданки ФРГ уезжают прерывать беременность в другие страны, где аборты разрешены.
Социал-демократы, которые были инициаторами внесения положения об абортах в коалиционный договор, понимают его как полную отмену 218-й статьи. Причем вносилось это положение как раз по инициативе того самого юриста из Потсдама, кандидатура которой в качестве конституционного судьи была внесена СДПГ. 54-летняя Фрауке Брозиус-Герсдорф является профессором права Потсдамского университета и известна своими леволиберальными взглядами. Она западная немка, хотя и преподает в восточногерманском вузе. Из-за своих взглядов Брозиус-Герсдорф часто сталкивалась с критикой со стороны католических кругов.
Вряд ли стоит ожидать изменения результатов голосования по кандидатуре конституционного судьи, как и ликвидации 218-й статьи, поскольку именно в ХДС и ХСС значительно влияние католической церкви, выступающей против абортов. Тем более что канцлер Мерц на летней пресс-конференции провозгласил, что не намерен в данном случае принуждать своих депутатов голосовать иначе. По его словам, парламентарии должны голосовать в соответствии со своей совестью.
Запрет 218-й статьи имеет для Германии и важный финансовый аспект. Дело в том, что операции по прерыванию беременности оплачиваются за счет обязательного медицинского страхования, и стоят они от 500 до 800 евро. В среднем в Германии проводится порядка 106 тыс. разрешенных законом операций. Однако общее количество абортов неизвестно.
Операции по прерыванию беременности уже обходятся страховым компаниям в десятки миллионов евро. Если же после отмены 218-й статьи им придется оплачивать все произведенные в стране аборты, то вся система государственного медицинского страхования может обанкротиться. Отсюда возникают предложения разрешать в случае отмены 218-й статьи аборты по страховке только неимущим гражданкам ФРГ или увеличивать страховые взносы для всего населения. Однако все эти варианты потребуют дополнительных переговоров между партнерами по коалиции и внесения изменений в коалиционный договор.
Все эти неурядицы отражаются на рейтинге самого канцлера. По данным журнала, работой Мерца недовольны уже 56% избирателей. А одобряют только 30%.