0
970
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2001 00:00:00

Новый русский дебют

Тэги: кинотавр, сочи, кино, фестиваль


"Кинотавр" в Сочи закончился. Последние дни акцентировали две основные тенденции, две "программы", на которые можно разделить все фильмы фестиваля этого года: авторское некоммерческое кино и жанровое коммерческое кино. Последнего в России становится все больше. Особенно это было заметно в контексте зарубежных программ, скомпонованных Сергеем Лаврентьевым. Они состояли в основном из некоммерческих картин, авторы которых стремились выразить свою индивидуальность и глубоко личное отношение к миру. Самое консервативное и коммерческое кино можно было посмотреть в программе полнометражных российских дебютов. Парадоксально, но закономерно.

В экстремальной рыночной ситуации дебют как содержательное понятие вообще устаревает. Самым существенным становятся практические навыки начинающих - умение организовывать самим себе кинопроизводство, находить продюсеров и спонсоров. А те заинтересованы в первую очередь отнюдь не в открытии нового режиссерского имени со своим авторским почерком, личной темой, индивидуальным подходом к актерам. Им нужны хотя бы минимальные гарантии возможного - зрительского - успеха картины. Новому поколению прагматиков недосуг думать о том, что они хотят сказать миру. Дискуссии по содержательным и формальным творческим проблемам сейчас вообще не только не в моде, но и за пределами норм этикета. Сверхзадачи у новых режиссеров самые скромные - создать продукт, который можно кое-как скормить самому непритязательному зрителю. Но чем ниже планка, тем труднее ее достигать.

Подавляющее большинство картин дебютной программы ничем не напоминают дебюты в искусстве. Просто у одних режиссеров и сценаристов наблюдается более уверенное владение ремеслом, а у других - ремесленная неграмотность. Вторых заметно больше. Почти никто из начинающих режиссеров не попытался уйти от самых расхожих клише, стереотипных для криминальных сюжетов или мелодрам. Никто не стал углубляться в психологию персонажей. У всех была явная сверхзадача - снять кино для того, чтобы его можно было скормить самому непритязательному зрителю. (Справедливости ради следует признать, что сугубо авторские дебюты "Сиреневые сумерки" и "Текст, или Апология комментария" настолько лишены ощущения современного ритма и "нерва" реальности и настолько игнорируют законы восприятия, что их тоже невозможно счесть удачей.)

Самый слабый из всех дебютов - "Афера" Евгения Лаврентьева. Он не смог ни донести до аудитории сюжет картины, ни пояснить мотивации поведения героев. Угроза экологических катастроф и любовные многоугольники, интриги телеведущих и модные наряды - все смешалось в инертный хаотичный ком. Рядом с такими картинами почти изысканно смотрится фильм Владимира Щеголькова "С днем рождения, Лола!". Он и сюжет о двух киллерах и хорошей девушке сделал понятным, и жанр криминальной комедии выдержал, и даже реплики забавные повставлял в диалоги. "Игру навылет" Константина Одегова воспринимать особенно тяжело потому, что в фильме нет интересных актерских лиц.

Символично то, что ни один дебютный фильм не открыл ни одного неординарного актера. Искать "своих" исполнителей, работать с ними, заниматься построением ролей стало делом старомодным. Приглашая же известных актеров высочайшего класса, начинающие режиссеры преимущественно эксплуатируют чужие известность, талант, профессиональный опыт, позволяющий неплохо играть и без всякой режиссуры.

Иное дело - в восточноевропейском кино. Хорватская актриса Дора Полич была признана лучшей исполнительницей женской роли в фильме "Кассирша хочет поехать на море" Далибора Матанича. Она убедительно и трогательно сыграла современную небогатую женщину, которую жизнь вынуждает напрягать все силы ради попытки повезти свою дочку на отдых.

Гран-при - у Ивы Шварцовой, ученицы Иштвана Сабо и Вима Вендерса. Ива Шварцова рассказывает в своем фильме во многом автобиографическую историю о семье чешских эмигрантов 1969 года. Они перебираются в Германию, могут там жить, но не могут по-настоящему прижиться. Режиссеру свойственна любовь к психологическим и бытовым подробностям. Все это создает в восприятии зрителя эффект полного погружения, позволяя увидеть политические события с точки зрения самых заурядных людей. Очевидный интерес жюри к странам Восточной Европы подчеркнул, что там происходит реальный творческий всплеск.

Картины Войко Анзельца и Милутина Петровича перекликаются. У Войко Анзельца пациент и пациентка сбегают из психбольницы, чтобы снять фильм о спасении и любви. Милутин Петрович помещает в центр своего фильма работника телевидения в Белграде. Борис пережил бомбежку НАТО и теперь находится в психиатрической клинике. Врач пытается прорваться к его больному сознанию, а сам герой представляет себя режиссером, снимающим фильм о полукриминальном мирке. Беседы с дамой-психоаналитиком перемежаются эпизодами этого виртуального "фильма", больше похожими на страшные и натуралистические глюки. Самодеятельное кинотворчество постепенно становится все более популярным и универсальным сюжетом. Он позволяет выразить отношение героев к окружающему миру и их внутреннее самоощущение сугубо визуальными, кинематографическими средствами.

Абсолютно заслуженный главный приз достался английскому фильму "Мой брат Том" Дома Родероу. А сыгравший самого Тома молодой актер Бен Уишоу получил приз за лучшую мужскую роль. Так был оценен синтез оригинальной стилистики, философичности и социального драматизма картины. Пасторальная идилличность и катастрофизм - два полюса бытия - встречаются в душе главного героя.

Мироощущение героев картины Дома Родероу отчасти соотносится с состоянием души действующих лиц российского фильма, получившего главный приз "Золотая роза" на XII открытом российском кинофестивале "Кинотавр", - с "Нежным возрастом" Сергея Соловьева. Но если Сергей Соловьев воссоздает широкий спектр настроений и судеб целого поколения нынешних 25-летних, то английский режиссер размышляет о юных отщепенцах-одиночках.

Сочи-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
1562
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
927
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
2270
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
347

Другие новости