0
1120
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2002 00:00:00

Даешь революцию на босу ногу

Тэги: айседора дункан, революция


Айседора Дункан - не только героиня истории искусства. Она еще и популярный символ художественной и личной раскрепощенности. Любимым занятием знаменитой бунтарки были мечты о грядущей гармонии мира, и ее утопии в отличие от утопий политиков бескровны и по-женски уютны. Дункан свято верила, что танец, каким он ей представлялся, - материал для строительства "нового человека" и светлого будущего человечества. Именно такой, вакхически неугомонной, ее изобразила другая бунтарка - Майя Плисецкая в балете Мориса Бежара "Айседора". В итоге Дункан преуспела в главном: "дунканизм" как принцип телесной свободы вошел в базовую эстетику современного танца.

Биография энтузиастки свободы широко известна на уровне светской хроники. Знают, что Дункан была подругой Сергея Есенина ("И какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой и своей милою"). При жизни она имела неимоверную популярность, но слава круглолицей американки заметно уменьшилась задолго до ее смерти. Когда Дункан, влюбившаяся в революцию и в молодого крестьянского поэта, приехала в Россию, вместо прежних восторгов она получила шиканье. Были уже 20-е годы. Видя тяжеловесные движения немолодого тела, многие зрители не желали делать скидку на былые триумфы. Положения не спасли ни станцованные Дункан "Марсельеза" с "Интернационалом", ни одобрительные слова Ленина, посетившего концерт "товарища Айседоры".

А за двадцать лет до того многие из тех же самых зрителей вопили "браво", когда в петербургском Дворянском собрании состоялся первый концерт знаменитой "босоножки", старавшейся доказать устарелость классического танца. Приезда танцовщицы в России ждали как манны небесной: Максимилиан Волошин, видевший Дункан в Париже, подготовил соотечественников хвалебной статьей в модном символистском журнале "Весы". Скандальные слухи о ее неподчинении принятым общественным "условностям", свободном отношении к браку и внебрачной любви только подливали масла в огонь.

Гастролерша оправдала все ожидания: ее экспрессивные танцы босиком, отменявшие выворотность, пуанты и геометризм академических поз, претендовали на возврат к "античной простоте" и одновременно к природной естественности, якобы утерянной в "неестественных" балетных экзерсисах. Шопен, Глюк, Вагнер и Бетховен музыкально вдохновляли ее на пластические импровизации, воплощавшие идеи любимого Ницше: философский идол поколения потряс Дункан рассуждениями о дионисийстве и аполлонизме. "Рождение трагедии из духа музыки" долгое время было ее настольной книгой.

Своеобразие радостных открытых эмоций ее танца и его "философический" подтекст оценили Александр Бенуа, Андрей Белый и Василий Розанов, оставившие хвалебные строки. Античные туники и хитоны Айседоры в эпоху корсетов вообще оглушительно действовали на современников, как позднейшие мини-юбки - на послевоенные поколения. Крупнотелая дилетантка, не учившаяся серьезно никакому танцу, Дункан покоряла природной пластической интуицией (ее любимый лозунг - "в свободном теле свободный дух") и полным отсутствием ханжества. О ее очень простых (почти в буквальном смысле "два притопа, три прихлопа") движениях сочинили ехидные стишки: "Дункан танцует девственный канкан". Это на самом деле было зрелище сексапильное и невинное одновременно, торжествующее, как писал рецензент, "над старческим лицемерием Европы".

В перерывах между концертами неистовая Айседора делала все, чтобы впечатление "богемы без берегов" было полным. Театральная легенда гласит, что Константин Сергеевич Станиславский в один из вечеров насилу унес ноги от пьяной феминистки, предлагавшей ему срочно зачать потомство: "У нас с вами непременно будут гениальные дети".

Она страстно мечтала создать собственную школу, особенно в советской России, где, по ее понятиям, возникли особенно благоприятные возможности для телесного и духовного усовершенствования. В начале 20-х годов такая школа открылась в Москве. Вместо чаемых "нескольких тысяч пролетарских детей" Айседоре дали сорок девочек и бывший особняк императорской балерины Балашовой. Через некоторое время разочаровавшаяся в революции и брошенная Есениным революционерка уехала в Европу, а школа, как ни странно, сохранилась аж до 1949 года. Еще несколько лет Дункан жила во Франции, а в 50 лет нелепо погибла, катаясь в гоночном автомобиле и задохнувшись от собственного шарфа, попавшего в колесо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
909
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
479
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2864
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2261

Другие новости