0
1911
Газета Культура Интернет-версия

26.02.2010 00:00:00

Пропустите к Пикассо, или Ода обнаженным

Тэги: выставка, гмии, пикассо


выставка, гмии, пикассо Портрет Ольги в кресле. 1918.
Copyright Succession Picasso 2010, Copyright RMN

Парижский Национальный музей Пикассо закрыли на реконструкцию. Часть собрания превратили в передвижную выставку. Она теперь в рамках Года России во Франции и Года Франции в России-2010 доехала до Москвы, до Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Вот цифры, которые должны порадовать: 240 экспонатов, включая 88 картин, 30 скульптур и картин-рельефов, графику, керамику и фото, дополненные ранними работами из ГМИИ. Открывшись 26 февраля, выставка продлится до 23 мая.

В определенном смысле выставка – это целый город обнаженных. Пикассовских, ни на кого не похожих женщин – напоминающих то гаечные ключи в работе, то зашевелившихся истуканов с непроясненной анатомией, но бесконечно гибких, с грубой экспрессией и одновременно необъяснимой беззащитностью. А еще это ода обнаженным нервам, заставляющим «выкатываться» оба глаза на один профиль, делающим из «Акробата» паукообразное существо с растущими из рук ногами┘

Говоря о Пикассо, рассуждают о форме – но, видя оригиналы, лишний раз убеждаешься, каким он был отменным колористом. Настоящим колористом-эстетом – и в строгих вещах голубого периода, и много позже, когда в 1930-х писал в серо-бежевой гамме. А еще, и это уже про форму, изображая что-то, он не смотрел на предмет, а думал о нем и о пространстве. И вот Сакре-Кёр времени, которое теперь знают как аналитический кубизм, так удивительно хрупко то ли распадается, то ли собирается на белом холсте из чуть подкрашенных дробящихся плоскостей. Вот кубистическая «Гитара. Я люблю Еву», эдакая «гитарообразная вещь со спутанной паутиной струн». Дальше – картины-рельефы с теми же гитарами да в придачу со скрипками, которые мастерят из листовой жести, а еще сюрреалистическая женская головка (была ведь даже специальная тема в искусстве – Пикассо продолжил) – из сита и пружин. Впрочем, кому-то куда ближе покажется портрет его жены, дягилевской балерины Ольги Хохловой, написанный в энгровском духе – с понятной, красивой мраморной холодностью.

А потом появится знаменитая бронзовая коза 50-го года рождения, что «паслась» в саду пикассовской виллы «Калифорния», неповторимая в своей упрямой разлапистости. Теперь она в Белом зале ГМИИ, а за ней без экрана, прямо на стену экседры проецируется фильм Анри Клузо «Тайна Пикассо» – и кажется, будто он пишет не там, на пленке, а прямо здесь, перед нами на этой стене. К слову, показывать этот фильм сейчас – значит пытаться исправить историческую ошибку: кажется, в еще 56-м у нас от фильма отказались, чем Пикассо оскорбили.

Пикассо и его опыты. Пикассо и его женщины (вот, скажем, портрет Мари-Терез, а вот Жаклин – одна повесится в 77-м году, другая застрелится в 86-м накануне открытия выставки Пикассо в Мадриде). Пикассо и война, и страхи. Из разных «пикассо» в Пушкинском сделали добротную экспозицию, без хитросплетенных кураторских задумок просто толкуя о том, что и когда. Экспериментировать не стали. Впрочем, состязаться в этом деле с Пикассо все равно было бы бессмысленно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
324
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
249
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1972
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1513

Другие новости