0
15417
Газета Культура Интернет-версия

19.11.2015 15:30:00

На «Черный квадрат» пролили новый цвет

Знаменитая картина была итогом размышлений, а не озарения

Тэги: малевич, черный квадрат, открытие


малевич, черный квадрат, открытие Реконструкция первоначальной (кубофутуристической) композиции обозначена белой линией. Красным контуром отмечены границы "Черного квадрата". Фото предоставлено пресс-службой ГТГ

Вчера в Третьяковской галерее прошел брифинг о новых исследованиях «Черного квадрата», кроме того, музей выпускает книгу научного сотрудника живописи первой половины XXвека Ирины Вакар об этой знаковой и до сих пор вызывающей споры работе. Новость о том, что у «Черного квадрата», так сказать, двойное дно - сперва была написана кубофутуристическая композиция, затем протосупрематическая и потом уж сам квадрат- хотя и разошлась раньше официальной презентации (см. «НГ» от 16.11.2015), зато вчера в галерее показывали рентгенограммы, макросъемку и рассказывали подробности. Итак, под работой Малевича не одно, как полагали прежде, а два изображения. Кроме того, на одном из белых полей «Черного квадрата» обнаружилась надпись «битва негров» - и 3-е слово, предположительно - «ночью». Эта надпись, возможно, адресует к черной картине Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». О том, почему новые исследования провели лишь сейчас, о том, меняют ли они представления о создании «Черного квадрата» и о том, что нового в знаниях о картине добавило исследование химического анализа краски, Ирину Вакар и заместителя заведующего отделом научной экспертизы Елену Любавскую спросила после брифинга корреспондент «НГ» Дарья Курдюкова.

- Ирина Анатольевна, почему только сейчас стало возможным провести такое исследование и рассмотреть два нижних слоя «Черного квадрата» и надпись?

- 2015 год – это год 100-летия «Черного квадрата». Музеи разных стран просили дать его на выставки, но мы решили оставить его здесь. Поскольку картина находится в постоянной экспозиции, ее можно снять только на очень короткий срок. Технологические отделы находятся в Лаврушинском переулке, и работу нужно вести туда с Крымского Вала, паковать, заказывать охрану и т.д. И сотрудников для таких исследований недостаточно. Просто не хватает сил. Но юбилей нас к этому подтолкнул.

- Это удивительно, поскольку давно известно, что под «Черным квадратом» что-то есть - т.е. только сейчас до него дошли руки?

- Это не совсем так. В 1990-е годы вышло несколько статей Мильды Петровны Виктуриной, но с тех пор прошло много лет, появились новые цифровые технологии, благодаря которым наши сотрудники смогли сделать предположительное изображение обоих нижних слоев живописи - кубофутуристического и протосупрематического. Самый нижний впервые показан очень убедительно благодаря соединению 12 рентгенограмм в графическом редакторе.

малевич
Казимир Малевич.
Черный супрематический квадрат. 1915 
Фото пресс-службы ГТГ

- А другие квадраты Малевича исследовались, под ними что-нибудь есть?

- Самый близкий по времени создания - «Красный квадрат», тоже написанный в 1915-м. Он хранится в Русском музее, где в 2000 году издали большой том «Казимир Малевич в Русском музее», там опубликована фотография оборота этой картины, но о специальном исследовании «Красного квадрата» мне ничего не известно. Хранящиеся там же «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» 1923 года исследовать бесполезно, поскольку сам Малевич их только наметил, а исполняли его ученики Николай Суетин, Анна Лепорская и Константин Рождественский. А белый квадрат («Супрематическая композиция («Белое на белом») из нью-йоркского МоМА, не думаю, чтобы исследовали.

Что касается еще двух повторений «Черного квадрата» (всего таких квадратов известно четыре), второй «Квадрат» из ГТГ 1929 года еще не исследован, но я думаю, там нет никакого нижележащего изображения, поскольку он был задуман как точная копия, и никаких поисков здесь Малевич уже не вел. А находящийся в Эрмитаже самый поздний «Квадрат», созданный в 1931-32 годах, попал в музей относительно недавно, в 2002-м, и руки исследователей, естественно, до него еще не дошли.

- А все-таки появление кубофутуристического и протосупрематического изображений под «Черным квадратом» - случайность, когда, к примеру, просто не было другого холста, или этапы работы именно над итоговой картиной?

- Малевич взял готовую кубофутуристическую картину 1913-1914 года, на которой уже был кракелюр. И конечно, это объясняется тем, что у него просто не было другого холста. Кубофутуризм для него был в то время уже неактуален, художник хотел создать что-то новое. И второй слой с протосупрематическим изображением свидетельствует о его поисках. Мы пока не можем точно сказать, что же именно там представлено. Кто-то считает, что это похоже на композиции Алексея Моргунова - но для таких заключений нет достаточных оснований, это изображение все-таки не очень хорошо видно. Единственное, что можно утверждать - такого рода вещей среди известных произведений Малевича нет. Проводившая технологическое исследование Екатерина Воронина предполагает, что это неоконченная картина, тем не менее, покрытая лаком или клеем. Но, может быть, она и была завершена, но не удовлетворила художника.

- То есть создать поверх этой протосупрематической вещи «Черный квадрат» не было его, скажем так, концепцией - и он сделал это просто потому, что работа не удалась? И логически они друг с другом не связаны?

- Скорее всего, нет, поскольку концептуально это было бы возможно только в том случае, если бы Малевич заранее предполагал, что у «Черного квадрата» появится кракелюр и сквозь него будет виден нижний красочный слой. Какая же может быть концепция, раз предыдущую картину не видно?! Если художник записывает работу, тем более, кроющей краской - значит, нижняя картина ему не нужна.

Но здесь еще интересно другое. В момент создания «Квадрата» у него не было чистых холстов, а уже в начале лета 1915 года (а «Последняя футуристическая выставка «0,10», где был представлен «Черный квадрат», напомню, открылась 19 декабря 1915-го) появилось сразу много. Когда Иван Клюн приехал к Малевичу в Кунцево, то увидел сушившиеся на крыше загрунтованные холсты. И спросил: «А зачем вам, Казимир Северинович, столько холстов?» А Малевич ответил, что хочет написать 40 картин в новом духе и показать их на выставке. Очевидно, в это время он уже придумал супрематизм, уже решил, что сделает выставку, и успел договориться со своими коллегами Удальцовой, Поповой и остальными.

- Почему тогда он и «Черный квадрат» не написал на чистом холсте?

- Потому что новые холсты он заказал позже, когда понял, что из этой геометрической формы можно сделать много нового. Он писал Матюшину, что квадрат распадается, образует крест, а при вращении - круг, потом из него появляются свободные плоскости разной конфигурации и цвета. И в это время Малевич уже понял, что это составит особое направление – супрематизм, и придумал, как это можно презентовать. Ведь, написав «Черный квадрат», художник, скорее всего, еще долго обдумывал, что у него получилось. У него есть такая фраза: «Не хотелось бы раньше времени показывать дыру» (вот, кстати, еще одна интерпретация - просто дыра). Поэтому он писал Матюшину, что надо написать какой-то текст, осмыслить это вербально - и вскоре начал работать над брошюрой «От кубизма к супрематизму».

Историк искусства Александра Шатских считает, что 8 июня Малевич написал «Черный квадрат», а 9-го уже отправил рисунок с тем же изображением Матюшину для публикации. Мне кажется, это не так. Исследования наших сотрудников показывают, что процесс и создания картины, и осмысления художником своего открытия был более длительным. О нем еще нельзя судить с абсолютной уверенностью. Иначе получается, что одни мифы мы отбрасываем, а другие создаем.

- А про возможную отсылку надписи «битва негров ночью» на белом поле «Квадрата» к черной картине «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданной французским острословом, писателем и журналистом Альфонсом Алле, нет никаких свидетельств - ни самого Малевича, ни в мемуарной литературе? Сегодня Зельфира Исмаиловна Трегуловна рассказала, что в Центре Помпиду ей сообщили, что работа Алле была очень известна.

- Свидетельств нет, но тем не менее он мог знать эту шутку. Вообще, по его письмам и статьям можно заключить, что он очень много знал.

- Елена Александровна, а что за особый состав краски «Черного квадрата» вы сейчас выявили?

- Дело не в составе, а в пропорции. Все пигменты, которые Малевич использовал, широко употреблялись в то время (десятые годы ХХ века). Многие искусствоведы, анализируя «Черный квадрат», считали, что он создал его одномоментно, во время озарения. Это не так. Черную краску Малевич получил путем смешения трех темных пигментов и мела. Темные пигменты - это железосодержащий, черный пигмент (возможно, охра); черный органический пигмент типа жженой кости и темно-зеленый пигмент - арсенит меди. Мы предполагаем, что мел был добавлен для того, чтобы центральная часть не бликовала, не была слишком «масляной». Чтобы создать такую смесь, надо думать, подбирать пропорцию. Ведь, например, если бы в смеси пигментов преобладал арсенит меди, мы бы получили черно-зеленую композицию, а это не так, хотя такой оттенок и был зачем-то нужен художнику. Поэтому, конечно, «Черный квадрат» - результат размышлений, а не спонтанное творение. И химический анализ, который мы сейчас впервые провели, все это выявил, включая состав краски. Кроме того, только сейчас благодаря цифровым технологиям мы сделали полную рентгенограмму этой картины (раньше были только рентгенограммы ее фрагментов). Ну а дальше будем продолжать исследовать «Черный квадрат» и другие произведения Малевича и сами, и с коллегами из других музеев. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Хайп и крест

Хайп и крест

Милена Фаустова

Должна ли церковь цензурировать уличное искусство

0
3583
Шекспир, Барто и «Черный квадрат»

Шекспир, Барто и «Черный квадрат»

Наталья Стеркина

В Малаховке выступила Света Литвак

0
426

Другие новости

Загрузка...
24smi.org