0
2575
Газета Экономика Печатная версия

29.06.2011

Бензину готовят новое подорожание

Тэги: бензин, цены, экология


бензин, цены, экология В следующем году автовладельцев ждет очередной ценовой сюрприз.
Фото ИТАР-ТАСС

Россиян ждет новый скачок цен на бензин – вдвое больший, чем в этом году. Правительственные чиновники готовы повысить акциз на бензин в 2012 году не на 1,3 руб., как до сих пор планировалось, а на 2,6 руб. На дизтопливо акциз будет повышен не на 1,1 руб., а на 2,8 руб. Такие расчеты опубликовали вчера специалисты Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики (ВШЭ). Так называемая дифференциация акцизов на бензин в интересах экологии оборачивается значительным повышением цен. При этом стимулов для использования более качественного бензина практически не появляется. Эксперты перечисляют негативные последствия нового подорожания: от банкротства транспортных и сельскохозяйственных предприятий до расширения масштабов воровства бензина.

Минэнерго пытается стимулировать нефтяников повышать качество бензина и дизельного топлива. Но эффективность политики увеличения акцизов на бензин пока не подтверждается: его качество практически не растет. Поэтому чиновники предлагают кардинально пересмотреть график запланированных на 2012 и 2013 годы повышений ставок акцизов, отмечают экономисты ВШЭ. «По нашим оценкам, новация Минэнерго приведет к тому, что акциз на бензин в 2012 году вырастет в среднем не на 1,3 рубля, как запланировано, а на все 2,65 рубля. Еще больше возрастут поборы с дизельного топлива: рост акцизов составит не 1,14 рубля, а 2,8 рубля», – пишут они и отмечают, что солидная прибавка к цене топлива быстро обернется ростом цен на остальные товары, в особенности на продовольствие. Акцизы на 92-й бензин в 2012 году предлагается повысить на 62,2% вместо запланированных 28,9%, а на бензины стандарта Евро-4 и Евро-5, которые в России практически не производятся, на 22,5% вместо 32,6%.

При этом экономисты ВШЭ подчеркивают, что акцизная политика должна значительно уменьшать для потребителей издержки перехода на более качественный бензин, а не просто делать некачественный и качественный бензин все более дорогим. Акцизы можно выстроить так, чтобы не увеличивать совокупную налоговую нагрузку, и так, чтобы на рынке не было бензина дешевле, чем АИ-95, – советуют эксперты. «В этом случае потребители начнут покупать более качественный бензин, тем самым стимулируя нефтепереработчиков проводить модернизацию заводов и увеличивать выпуск современного топлива рыночным образом», – убеждены экономисты ВШЭ.

Эксперты «НГ» считают резкое увеличение акцизов весьма вероятным и уже обсуждают его последствия. «Предвыборные заигрывания будут дорого

стоить бюджету, и в 2012 году государство использует все возможности, чтобы увеличить его доходную часть», – говорит замгендиректора компании Omnicomm Станислав Емельянов. – Вместе с ростом акцизов увеличится стоимость топлива, а с ним и стоимость перевозок. Из-за этого многие небольшие транспортные компании окажутся на грани вымирания. Также возрастут объемы хищений топлива, поскольку зарплата водителей как минимум не вырастет, а ценность топлива увеличится. Ожидается и рост цен в топливо-зависимых отраслях, прежде всего в сельском хозяйстве».

«Рост акцизов, вполне возможно, приведет к тому, что некоторая часть населения ограничит передвижения на своих автомобилях. В России инициатива производства высококачественного топлива должна исходить от государства, поскольку у нас до сих пор процветает система продажи дешевого топлива сомнительного происхождения. В регионах России такое горючее пользуется большим спросом, так как подходит для устаревших моделей автомобилей и грузовых машин, которые пока еще активно используются населением», – напоминает исполнительный директор Стокгольмской школы экономики в России Ольга Лосева. «Топливный кризис этого года показал неустойчивость ситуации в отрасли, – отмечает ведущий эксперт инжиниринговой компании 2К Сергей Воскресенский. – Проблема рынка в том, что нефтяные компании охотно реагируют на рост нефтяных котировок, но при их снижении топливо внутри страны дешевеет гораздо медленнее. Если добавить к этому фактору еще и рост акцизов, то вполне можно прогнозировать рост цен в 2012–2013 годах».

Старый и новый планы повышения акцизов на топливо в 2012 году
Ставка акциза, руб. за литр Бензин, классы 1, 2 Бензин, класс 3 Дизтопливо, классы 1, 2 Дизтопливо, класс 3
Действующий план-2012 5,79 5,54 3,07 2,86
Новые предложения-2012 7,29 6,31 4,57 4,36
Источник: ⌠Новый курс■, ВШЭ

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Резкое сокращение нефтедобычи основными производителями может негативно сказаться на рынках - глава МЭА

Резкое сокращение нефтедобычи основными производителями может негативно сказаться на рынках - глава МЭА

0
629
Зарабатывать нужно больше

Зарабатывать нужно больше

Алкей

Повесть о главе Липецкой области Артамонове и идеальном решении всех проблем

0
982
Регулятор признался в безразличии  к рублю, нефтяные цены напомнили  о 2014 годе

Регулятор признался в безразличии к рублю, нефтяные цены напомнили о 2014 годе

Анастасия Башкатова

0
1436
Центробанк готовит рынки к повышению ставки

Центробанк готовит рынки к повышению ставки

Ольга Соловьева

В ответ на скачки нефтяных цен и санкции мегарегулятор ударит по реальному сектору экономики РФ

0
2477

Другие новости

Загрузка...
24smi.org