0
5751
Газета Экономика Интернет-версия

15.08.2011 00:00:00

Отходный бизнес на ядерном мусоре

Тэги: россия, франция, ядерное топливо, аэс


россия, франция, ядерное топливо, аэс Российские атомщики перегружают радиоактивные материалы.
Фото ИТАР-ТАСС

Объединенные Арабские Эмираты ведут переговоры с Россией о поставках ядерного топлива для своей первой атомной электростанции. Контракт российским атомщикам не гарантирован, поскольку в тендере участвуют и другие потенциальные поставщики. В частности, такие же переговоры идут и с Францией, которая является для нас чуть ли не единственным серьезным конкурентом. Лишь две страны в мире – Россия и Франция – готовы принимать и хранить на своей территории облученное ядерное топливо (ОЯТ). Условие репатриации отработанного топлива является очень важным для Эмиратов.

В минувшую субботу постоянный представитель ОАЭ при МАГАТЭ Хамад аль-Кааби сообщил, что переговоры о поставках топлива для строящихся атомных станций идут с рядом стран, включая США и Австралию.

Однако по факту лишь Россия и Франция могут принимать к себе отработанное ядерное топливо. А это одно из условий победы в тендере. Таким образом, список претендентов автоматически сокращается до двух.

Предыстория этого вопроса такова. В декабре прошлого года ОАЭ и Южная Корея заключили контракт стоимостью 40 млрд. долл. на строительство четырех атомных станций. Согласно документу, четыре АЭС мощностью 1400 мегаватт каждая возведут к 2020 году в 330 км к западу от столицы Арабских Эмиратов. Срок эксплуатации этих станций – около 60 лет. Соглашение подписано между южнокорейским консорциумом во главе с корпорацией Korea Electric Power и корпорацией Emirates Nuclear Energy Corporation (ENEC).

Ближе к весне ОАЭ начали прорабатывать вопрос о поставке топлива. Переговоры велись, в частности, с Австралией. А в июле ENEC объявила о намерении заключить 15-летний контракт с одной из стран – поставщиц ядерного топлива. «Для ОАЭ предпочтительнее соглашение, предусматривающее возврат отработанного топлива», – подчеркнул Хамад аль-Кааби. Речь идет о так называемом топливном лизинге. Это позволит ОАЭ существенно сэкономить на расходах на строительство специального хранилища для хранения и переработки ОЯТ.

По мнению экспертов, вопрос долгосрочного хранения ядерных отходов до сих пор является проблемным во всем мире. Особую актуальность он приобрел после аварии на японской АЭС «Фукусима-1», одним из последствий которой стало радиоактивное загрязнение из-за утечки из хранилищ отработанного топлива.

Идея зарабатывать на хранении ОЯТ в России родилась давно. В 1992-м несколько членов РАН предложили создать в России международное хранилище ядерных отходов. Под могильник они предлагали отвести закрытый ядерный полигон на архипелаге Новая Земля в Баренцевом море, территорию комбината «Маяк» на Урале или заброшенные горные выработки в Дагестане. Назывался в списке потенциальных объектов и один из островов Курильской гряды, что в свете катастрофических последствий разрушительного землетрясения и цунами в Японии кажется совершенно удивительным. В итоге временное хранилище для ОЯТ получило прописку в Красноярском крае (Красноярск-26).

По подсчетам экологов, в последние годы в Россию в общей сложности ввезли более 700 тыс. тонн радиоактивных отходов. Высокопоставленный источник «НГ» в атомной отрасли заверил, что в случае победы России в тендере, объявленном ОАЭ, наша страна на хранение будет принимать исключительно отходы своего ядерного топлива. Это считается выгодным бизнесом.

Чиновники Минатома, лоббируя принятие правительством соответствующих решений, доказывали экономическую целесообразность проекта. По их расчетам выходило, что за хранение 20 тыс. тонн иностранных ядерных отходов можно было заработать до 16 млрд. долл. Если экологи не ошиблись в своих оценках, а чиновники в своих, то получается, что Россия за последние годы должна была заработать на этом «отходном бизнесе» чуть ли не 2,4 трлн. долл.

Руководитель антиядерной программы российского отделения «Гринпис» Владимир Чупров считает этот бизнес и не доходным, и в высшей степени опасным. По его словам, сейчас лишь четыре страны в мире занимаются переработкой ОЯТ – кроме России и Франции еще Англия и Япония. Но Япония никак не запустит в эксплуатацию свой завод стоимостью в 20 млрд. долл., а Великобритания такой завод закрыла после многочисленных аварий и утечек. «Текут все хранилища ОЯТ. Их закрытие – вопрос времени. Экономически содержать эти предприятия невыгодно. Чересчур высоки расходы на ликвидацию последствий аварий», – убежден эколог.

По его словам, российское предприятие «Маяк» в Челябинской области, работай оно полностью на коммерческих принципах, давно бы разорилось. Стоимость переработки 1 тонны ОЯТ составляет около 1 тыс. долл., что примерно равно цене 1 тонны ядерных отходов. Вдобавок к этому после переработки 1 тонны ОЯТ получается около 2 тыс. куб. м жидких радиоактивных отходов, утилизация которых не входит в прейскурант, подчеркивает Чупров. По его словам, от банкротства «Маяк» спасает только поддержка со стороны госбюджета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
820
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
792
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
747
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
717

Другие новости