Фото Reuters
Социологи ВЦИОМа спрашивали россиян: «Интересуют ли вас новые достижения в науке и технике?» Положительно ответили 47% опрошенных. Такие же опросы проводились в 2007 и 2011 годах; результаты соответственно были таковы: 68 и 54%. Мало того, в феврале 2013 года почти 80% респондентов не могли назвать ни одной фамилии отечественного ученого (в 2007-м таковых было меньше – две трети).
Каких-то особенных комментариев к этому исследованию не требуется. Хотя вопросы – возникают… Например, такой: почему современное российское общество не интересуется достижениями науки? Типичный ответ – государство не уделяет никакого внимания пропаганде науки и повышению престижа ученых и научной работы. В доказательство приводятся данные о тиражах научно-популярных изданий. Они, конечно, кого угодно могут вогнать в депрессию.
И все-таки не стоит преувеличивать (и тем более демонизировать) роль СМИ в формировании имиджа и престижа науки в общественном сознании. Массовые стереотипы не могут существовать, не совпадая в принципиальных моментах с реальностью. А реальность сегодня такова.
70–80% населения, без разницы – в России или в США, не могут правильно понять основополагающие принципы и положения современной науки. Но почему-то все это не мешает США успешно сохранять статус мирового научного и технологического лидера, а нам, России, – очень даже мешает. Остается только предположить, что, возможно, мы не индустриальная (в современном понимании) и тем более не постиндустриальная страна. Тогда какая же? Очень образное определение дал писатель Владимир Сорокин: «Мне кажется, что у нас существует просвещенный феодализм, помноженный на высокие технологии».
В такой ситуации российскому государству было бы бессмысленно вкладываться в повышение престижа научного труда в общественном сознании. Это просто экономически невыгодно. Оно и не вкладывается. Зато на днях глава администрации президента РФ Сергей Иванов, выступая в храме Христа Спасителя на заседании наблюдательного, попечительского и общественного советов по изданию Православной энциклопедии, 30 из 60 запланированных томов которой уже вышли, выразил уверенность, что это издание является бесценным подспорьем в учебе для школьников и студентов.
Государство, может быть, и не понимает, но чувствует: раздувать общегосударственный же пиар в отношении популяризации науки – вещь абсолютно безнадежная и бесполезная для него, государства. Безнадежнее и бесполезнее даже, чем искать национальную идею. Тут разговорами об удваивании к какому-то там году ВВП и созданием эксклюзивных экономических условий для «государства в государстве» – Сколково – не обойдешься. Именно промышленное развитие тянет за собой развитие системы научно-популярной периодики и литературы. Не наоборот. Отсюда и та реальность, которую зафиксировал опрос ВЦИОМа.
Перспективы? Они ясны. В десятку наиболее престижных профессий США входят профессии ученого (так ее оценили 56%), врача (53%), медсестры и учителя (52%), военного и полицейского (по 46%), фермера (41%) и инженера (40%). Наименее престижны профессии риелтора (6%), биржевого брокера и банкира.
В России эта картинка зеркально противоположна. По данным Центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ, из 13 оценивавшихся с точки зрения их престижности занятий в России профессия ученого оказалась на 11-м месте.

