0
1594
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.04.2007 00:00:00

Нация как выбор

Тэги: язык, украина, национализм


Мария Матиос. Нация / Пер. с укр. Е. Мариневой, С. Соложенкиной. – М.: Братонеж, 2007, 320 с.

И снова Украина поделена надвое – теперь уже на «оранжевую» и «синюю». Это не может не радовать настоящего москаля. Их язык кажется нам пародией на наш, «настоящий». Нас раздражает их желание попасть в Евросоюз или НАТО. Мы вообще отказываем им – не формально, но внутренне – в какой-либо самостоятельности. Нам тяжело, практически невозможно расстаться. И вот матушка Русь держит за подол свое выросшее «жовто-блакитное» дитя, которое стремится во взрослую самостоятельную жизнь. И трещат по швам не российско-украинские отношения – рвется наша Общая История. Слишком долгая и слишком общая – чтобы вот так вот взять и разбежаться в разные стороны.

Книга Марии Матиос «Нация» включает в себя роман «Даруся сладкая» и цикл новелл. Время и место действия всех произведений – ХХ век, Западная Украина, территория нынешних Черновицкой и Ивано-Франковской областей. В ХХ веке эта территория входила в состав различных государств – сначала она принадлежала Австро-Венгрии, затем Румынии и Польше, затем СССР, потом была оккупация Германией, потом освобождение и снова вхождение в состав УССР. Одним словом, Северную Буковину (Черновицкая область) и Галичину (Ивано-Франковская область) в XX веке лихорадило изрядно.

Но в книге Марии Матиос «Нация» этого ничего нет, исторический контекст я аккуратно списал из послесловия к книге. В романе же «Даруся сладкая» и в новеллах Матиос описываются судьбы заурядных людей – преимущественно жителей украинских сел и деревень. Это вроде бы все те же самые персонажи Гоголя – из «Миргорода» и «Вечеров на хуторе». Как и Гоголь, Матиос любит вкраплять в свою тугую, насыщенную, как рассол, прозу неожиданные диалоги второстепенных персонажей. Вот, например, мое любимое: «Всяко было, кума┘ И добро, и лихо творили. Я-то еще помню, как в сороковом году пришли первые москали. Кума, скажу вам по секрету, потому что я уже стара и могу теперь все секреты рассказывать┘ Так скажу вам, кума, что эти москали так славно наших женщин просили, что легче было им дать, чем отказать. И что вы думаете – мы и давали понемножку, потому что свой так сладко не попросит».

Народ – все тот же. Но изменился исторический контекст. Матиос вынуждена делать выбор – и она его делает. Для Марии Матиос судьба ее галичан – тяжелая, кровавая, ненадежная и разболтанная – много важнее судьбы Империи.

Но не это ли роднит ее также с Распутиным или Астафьевым? Все отличие: персонажи Астафьева живут тут. И давит их к земле, прогибает наша собственная власть.

Для персонажей Матиос главное зло – это тоже власть. Автору невыносим сам принцип того, что человек может быть поставлен над другим человеком – и имеет полное право распоряжаться чужой жизнью, чужой судьбой. Власть – это инородный, совсем не нужный элемент той украинской деревни, о которой пишет Матиос. Но когда эта власть чужеродна, то разгадка кажется очевидной. Именно противопоставление быта украинской деревни чужой, привнесенной извне власти окрашивает прозу Матиос – как может показаться на первый взгляд – в тона литературы протеста и освобождения.

Но вот загадка: власти совсем нет места в малороссийских новеллах Гоголя. Жандарм – это персонаж другого мира. Не потому ли, что у человека, получившего право распоряжаться судьбами людей, превалирует не национальное самосознание, а сословное – если угодно, то и кастовое? «Большой босс» вынужден служить не интересам своей нации, а интересам касты. И это очень хорошо доказывается состоянием нынешней Украины. Когда власть была инородна, народ был един. Со всеми скидками на сложную историю Украины в ее нынешних государственных границах – настоящего территориального монстра.

В романе «Даруся сладкая» есть момент, когда два подвыпивших крестьянина возвращаются по своим хатам – идут разными сторонами реки. Один живет на территории, которая формально принадлежит Румынии, второй – на территории Польши. В обход закона говорить на государственном языке они, перекрикивая ветер и шум воды, общаются на мове – и нет в этот момент никого для них ближе друг друга.

Существует ли на данный момент украинская нация – большой вопрос. Ни язык, ни культура не могут примирить «оранжевых» с «синими». Раскол общества произошел не из-за влияния каких-то инородных сил, хотя без них, конечно, тоже не обошлось. Раскол населения Украины был неизбежен: если одна сторона хочет забыть прошлое и рвать по живому, то другая ей это вряд ли позволит. В противном случае – это уже не нация.

Есть люди, которые это понимают. Мария Матиос в их числе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
395
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
275
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2086
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1608

Другие новости