0
7500
Газета Наука Интернет-версия

14.01.2009 00:00:00

Микрогосударства и микроэтносы Европы

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, этнолог.

Тэги: европа, микроэтносы, история


европа, микроэтносы, история Там, наверху, за крепостной стеной – вольное государство Сан-Марино.

Живут в Европе и большие, многомиллионные народы-этносы (русские, немцы, итальянцы, французы...); и, так сказать, «средние», численностью в несколько миллионов человек (финны, датчане, норвежцы, молдаване...); и сравнительно небольшие, по несколько сотен тысяч (фризы, корсиканцы, люксембуржцы, исландцы). Но есть народы совсем малочисленные, которых этнологи иногда называют микроэтносами. При этом у каждого из них (за исключением гибралтарцев) есть свое собственное, суверенное государство.

Монегаски – они и есть монегаски

Кто не слышал о Монако?! Вряд ли среди читателей «Независимой газеты» найдутся такие (а многие, думаю, и не понаслышке знают, что такое Лазурный берег, знаменитое казино в Монте-Карло и т.д.). Но на вопрос, кто такие монегаски, большинство явно затруднится ответить. А это не какое-то индейское племя (как предположил один мой весьма эрудированный знакомый), а этноним граждан Монако – самого маленького, не считая Ватикана, европейского государства, конституционной наследственной монархии (княжества).

Его площадь – 1,57 кв. км, узенькая полоска средиземноморского побережья. Население – 34 тыс. человек (2008 год); из них монегасков лишь 8 тыс. (16%); остальные – французы (47%), итальянцы (16%) и другие – граждане 124 стран, в том числе около 100 россиян. Получить монакское гражданство довольно трудно.

В I тысячелетии до н.э. в этих местах была финикийская, потом греческая колония; в I тысячелетии уже нашей эры это место облюбовали римляне, затем арабы; в ХI веке пришли генуэзцы. В начале ХV века в Монако, самостоятельном княжестве под протекторатом Генуи, утвердился в качестве властителей генуэзский род Гримальди, правящий и поныне. С 1641 года страна – «под покровительством» королей Франции. Под фактическим протекторатом этой державы Монако находится и в наши дни, и такая ситуация вполне устраивает обе стороны.

По этническим корням большинство монегасков – это южные французы, смешавшиеся с северными итальянцами; и говорят они на смешанном французско-итальянском языке (так называемый монегасский диалект). Государственный язык – французский; широко распространены также английский и итальянский. Традиционная культура близка южнофранцузской.

Своеобразны старинные праздники монегасков, среди которых очень красочные и многолюдные шествия факельщиков и барабанщиков по старым улицам трех слившихся воедино городов княжества – Монако, Монте-Карло и Ла-Кондамина. По вероисповеданию монегаски – почти все католики. А по этническому самосознанию монегаски – они и есть монегаски.

Светлейшая республика

Санмаринцы – коренные жители самой маленькой и самой древней (из ныне существующих) республик в Европе и в мире – Сан-Марино (ее полное официальное название – Светлейшая республика Сан-Марино). Государство находится на северо-востоке Апеннинского полуострова, недалеко от Адриатического побережья. В стране более 30 населенных пунктов, которые составляют девять округов («замков»); столица – город Сан-Марино. Территория – около 60,9 кв. км.

В античные времена здесь жили этруски, которых вытеснили римляне. Согласно преданию, далматинский каменщик Марино, один из первых христиан в этих местах, скрываясь от преследований, основал здесь в 301 году общину, которая, постепенно разрастаясь, стала независимым государством с республиканским устройством власти. Впоследствии оно получило название по имени своего основателя.

Впервые название «Республика Сан-Марино» зафиксировано в документах Х века. В этой мини-стране, существующей уже 17 столетий, ведется свое летосчисление (параллельно с григорианским календарем) – от года основания Сан-Марино; то есть теперь в республике XVIII век. Каждый год санмаринцы очень торжественно и красочно празднуют день основания своего государства.

Находясь до середины IX века под протекторатом герцогства Урбино, санмаринцы в 855 году добились признания своего полного суверенитета. В конце XIII – начале XIV века Конституция Сан-Марино окончательно закрепила нормы и формы исторически сложившегося республиканского строя, с регулярно избираемыми и сменяемыми органами власти. Суверенитет Сан-Марино был признан даже Наполеоном, который в 1796 году захватил Апеннинский полуостров. После завершения (в 1870 году) процесса объединения Италии Сан-Марино осталось единственным на полуострове государством, которое не было инкорпорировано в Итальянское королевство.

В республике проживают около 32 тыс. человек (на 2007 год); из них 80% – санмаринцы, почти все остальные – итальянцы. Верующие, то есть большинство, – католики. Более 13 тыс. санмаринцев живут за пределами своей республики, в основном – в Италии.

У санмаринцев общее с итальянцами происхождение; говорят они на итальянском языке (он же – официальный). Но народный язык, один из говоров тосканского диалекта, имеет свои особенности в силу многовекового обособленного существования в рамках пусть и «мини», но своего, особого государства. Это обстоятельство обусловило и формирование у них особого этнического самосознания: мы не итальянцы, мы – санмаринцы! И это дает основание считать их особым, отдельным от итальянцев этносом.

Алеманский акцент

Между Австрией и Швейцарией – нет, не «затерялось», а живет и вполне процветает еще одно мини-государство – конституционная монархия Княжество Лихтенштейн. Это горная страна в Австрийских Альпах, на правобережье Рейна. Ее территория – 157 кв. км; состоит она из 11 общин, столица – город Вадуц (5 тыс. жителей).

Население страны (по данным на 2004 год) – 33,4 тыс. человек; из них лихтенштейнцы составляют 64%, остальные – германо-швейцарцы, австрийцы, итальянцы, турки. В 1971 году в Лихтенштейне был принят специальный закон, ограничивший иммиграцию: число иностранцев не должно составлять более 1/3 населения страны. Официальный язык княжества – немецкий; большинство верующих (80%) – католики.

В конце XVII – начале XVIII века земли Вадуц и Шелленберг, входившие в империю Габсбургов, были куплены австрийским князем Гансом-Адамом Лихтенштейном; в 1713 году они были объединены в княжество, которое получило название по фамилии своего владельца.

Находясь с середины XIX века под фактическим протекторатом Австро-Венгерской империи, Лихтенштейн провозгласил в 1868 году постоянный нейтралитет. В 1918 году эта империя исчезла с политической карты мира, и княжество перешло под фактический протекторат Швейцарии – была введена швейцарская денежная система, заключены договоры о финансово-таможенной и почтовой унии. Щвейцария же представляет интересы княжества за границей.

Коренные жители Лихтенштейна считают своими древними предками ретов (кельто-иллирийские племена, которые жили в долинах Альпийских гор и были покорены римлянами в I веке до н.э.) и германцев – алеманов (другое их название – швабы), вытеснивших римлян в III веке н.э. Их разговорный язык – один из диалектов немецкого (алеманский диалект). Однако жители высокогорной общины Тризен, предки которых пришли в эти места в XIII веке из долины Вале в Швейцарии, сохранили свой родной французский язык.

По культуре лихтенштейнцы близки к австрийцам и швейцарцам. Сельские жители занимаются земледелием, виноградарством и виноделием, альпийским хозяйством, включая разведение рогатого скота. Для лихтенштейнцев характерны прочные брачные отношения и большие семьи: пять–семь детей – обычное явление. Самосознание коренных и укоренившихся жителей этого маленького альпийского государства выражено в их самоназвании: лихтенштайнер.

Независимые пастухи

В восточной части Пиренейских гор, на их южном склоне, между Испанией и Францией, расположена Андорра. Впервые как самоуправляющаяся территория она упоминается в документах, датированных 805 годом; однако годом основания государства считается 819-й, когда общины пастухов и земледельцев в долинах рек Валиры и Ордино добились официального признания их в качестве независимых и нейтральных. С 1278 года Андорра – под совместным сюзеренитетом князей-соправителей, которыми являлись короли, а затем президенты Франции и епископы из пограничного испанского города Сео-де-Урхель. Жители Андорры ежегодно платили им, по феодальным законам, определенную дань, хотя и символическую.

В 1806 году андоррский суверенитет был подтвержден Наполеоном Бонапартом.

Принятая в 1993 году на всенародном референдуме Конституция провозгласила Андорру парламентской демократией. Будучи фактически республикой, страна формально по-прежнему считается княжеством, с теми же князьями-соправителями, которые представлены специальными делегатами («вигье»). На международной арене Андорру представляет Франция.

В административном отношении Андорра состоит из семи общин. Столица – Андорра-ла-Велья. Территория государства – 453 кв. км, население (оценка на середину 2003 года) – 69 тыс. человек. Собственно андоррцев – около 23 тыс. (33%), остальные – испанцы (43%), португальцы (11%), французы (17%) и др. Население столицы – около 22 тыс. человек.

По законам государства, коренными андоррцами считаются только члены семей, проживших здесь не менее трех поколений. По своему происхождению коренные андоррцы – каталонские крестьяне. Государственный язык – каталанский, на нем говорят собственно андоррцы. Распространены также испанский, французский и португальский. По вероисповеданию почти все – католики.

В прежние времена основным занятием жителей было сельское хозяйство, прежде всего овцеводство; выращивали высококачественный табак, виноград, почти целиком уходивший на изготовление домашнего вина. В последние десятилетия основной доход и государству, и большинству андоррцев приносит обслуживание непрерывно возрастающего потока туристов.

Традиционная культура андоррцев очень близка каталонской. Но 12 веков независимого бытия – очень существенный фактор осознания ими себя как особого, андоррского народа.


Улицы Сан-Марино, города-государства, всегда полны туристами.
Фото Андрея Ваганова

Стратегическая «почти точка»

Осталось сказать еще об одном европейском микроэтносе – гибралтарцах. Они не имеют своего государства, а являются подданными британской короны. На юге Пиренейского полуострова, у восточного входа в Гибралтарский пролив, находится единственное в Европе владение Великобритании (с 1969 года – в статусе доминиона) – город-порт Гибралтар, военно-морская и военно-воздушная база. Он расположен на узком полуострове (ширина его 1–1,2 км), большую часть которого занимает Гибралтарская скала высотой до 426 м. Общая площадь Гибралтара – 6,5 кв. км; население – около 27 тыс. человек, включая военный персонал (по данным на 2004 год).

Стратегическое значение этой «почти точки» на карте Европы очень велико. Захватив Гибралтар у испанцев в 1704 году, что официально было закреплено Утрехтским мирным договором 1713 года, Великобритания сделала его крепостью, контролирующей проход из Средиземного моря в Атлантический океан, которой суждено было сыграть важную роль в обеих мировых войнах XX века.

Первое укрепленное поселение было основано здесь в начале VIII века маврами (арабо-берберами), которые вторглись на Пиренейский полуостров из Северо-Западной Африки. В начале XIV века Гибралтар ненадолго попал под власть испанцев, но вскоре был отвоеван маврами, владевшими им до 1462 года, когда крепость стала испанской на два с половиной столетия, до победы Британии в англо-испанской войне в начале XVIII века.

С этого времени и начал складываться тот средиземноморский микроэтнос, который называется гибралтарцами. Он формировался в процессе взаимовлияния разноязычных и разнокультурных групп: испаноязычного населения итальянского происхождения (обиспанившихся генуэзцев), англичан, ирландцев и шотландцев из британского гарнизона, оставшихся после службы жить «на скале», а также испанцев, португальцев, мальтийцев, итальянцев, греков. Эта многокомпонентная, активно взаимодействующая «смесь» и породила в итоге особый народ – этнос с общим для подавляющего большинства постоянных жителей самосознанием и самоназванием: гибралтарцы. Таковых свыше 21 тыс. человек.

Их материальная культура в основном испанская, со многими иноэтничными включениями. В духовной культуре преобладают английские черты и традиции. Официальный язык – английский; практически все жители двуязычны: владеют в большей или меньшей мере и испанским, и английским.

Большинство верующих гибралтарцев – католики (77%), есть англикане, мусульмане, иудеи, индуисты и другие.

«Мы – не они»

Конечно, у каждого из этих микрогосударств и микроэтносов своя история – и возникновения, и многовекового бытия, рядом, между, а то и внутри больших государств; история того, как им удавалось (удалось!) сохранять свою более или менее самостоятельность, более или менее самобытность. Бесспорно, большое значение имела мужественная решимость, часто активно реализуемая, жителей этих стран отстоять свое независимое существование. Важную роль играло умелое лавирование их лидеров между внешними силами, пытавшимися их поглотить.

Но нельзя сбрасывать со счетов и особый аспект отношения этих самых больших, несопоставимо более сильных государств и могущественных властителей к своим (мини-, микро–) соседям. Сама их малость часто останавливала; их твердая воля оставаться самими собой вызывала невольное уважение. Прибыль от присоединения этих «крох» невелика, чести их захват не прибавит – пусть живут! Ну а с течением времени все большее значение имела уже историческая традиция: есть они, никому не мешают, а иногда бывают даже полезны – как нейтральная территория, и пусть будут.

Что дает основание этнологам считать эти небольшие общности особыми этносами? Ведь и по происхождению, и по культуре они почти неотличимы от своих больших соседей. Однако всех их характеризует осознание своей «отдельности» («мы – не они») и своего единства – в силу исторических судеб, объединявшего их прямого и постоянного участия в жизни своих мини-, микрогосударств. Именно «эта земля» из поколения в поколение все более ощущалась, осознавалась как их родина, их страна.

Большое значение имел высокий уровень брачных связей внутри каждой данной общности (этнической эндогамии) и, как следствие, родственных отношений между членами каждой из них. На основе всех этих процессов, связей и отношений формировалось осознание себя особым народом – этнического самосознания, являющегося важнейшим признаком этноса, и связанного с ним особого самоназвания: мы – андоррцы; мы – санмаринцы; мы – монегаски; мы – лихтенштейнцы. Есть в Европе такие народы. Есть и гибралтарцы (но это – особый случай, как говорится, в силу совершенно особой истории). Нельзя не признать: и каждый из них, и все они вместе – очень интересный и во многом поучительный, исторический и этнический феномен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1214
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2115
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1450
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1455

Другие новости