0
6648
Газета Воины и Армии Интернет-версия

25.12.2015 00:01:00

Талибы уже не враги

Тэги: афганистан, талибы, исламское государство, иг, замир кабулов, аль каида, сергей шойгу, таджикистан, одкб, валерий герасимов


афганистан, талибы, исламское государство, иг, замир кабулов, аль каида, сергей шойгу, таджикистан, одкб, валерий герасимов Фото Reuters

Москва кардинально меняет позицию по отношению к афганским талибам. Отныне они для РФ уже не ярые противники. Более того, в некотором смысле они становятся партнерами Москвы. «Интересы талибов в борьбе с «Исламским государством» (организация, запрещенная в РФ. – «НГ») в Афганистане совпадают с российскими», – заявил в среду спецпредставитель президента РФ по Афганистану и глава департамента МИД России Замир Кабулов.

У России с талибами «налажены связи для обмена информацией» о деятельности ИГ, собщил дипломат. «Талибы и без нашей подсказки этим занимаются, потому что чувствуют, что ИГ пытается, как «Аль-Каида» в свое время, их использовать для транснациональных целей, для халифата, для глобального джихада». Так ответил Кабулов  на вопрос, можно ли использовать талибов как союзников в борьбе с ИГ. 

Он отметил, что Россия выступает за политическое урегулирование ситуации в Афганистане: «Мы бы хотели, чтобы правительство Афганистана со своими оппонентами, пусть даже вооруженными, договаривалось без крови и выходило на приемлемые компромиссы. И для этого надо учитывать действующую резолюцию Совета Безопасности ООН».

Заметим, что еще несколько месяцев назад российское военно-политическое руководство допускало исход талибов на территорию стран Центральной Азии (ЦА). Сценарии таких событий отрабатывались на многочисленных военных учениях стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия значительно укрепила свою военную группировку в Киргизии и Таджикистане. И, как заявил недавно министр обороны РФ Сергей Шойгу, продолжает ее укреплять, что «существенным образом повлияет на большую стабильность в регионе». Так что же изменилось сейчас?

На самом деле изменилось немногое. Москва по-прежнему прогнозирует исход моджахедов из Афганистана на территории стран ЦА. Правда, эти люди называются теперь не талибами, а боевиками ИГ. По оценкам Генштаба России, в Афганистане их около 10 тыс. человек: 3,5 тыс. – это собственно боевики «Исламского государства», остальные – это сочувствующие джихадистам моджахеды. Как сообщил в октябре 2015 года начальник Главного разведывательного управления Генштаба (ГРУ) Вооруженных сил РФ Игорь Сергун, «о готовности к совместным с ИГ действиям уже заявили представители местных экстремистских этнических группировок – ИДУ (Исламское движение Узбекистана. – «НГ»), «Хизб ут-Тахрир», «Лашкар-и-Тайиба», «Союз исламского джихада». Но, по его оценкам, «идеология этой группировки (ИГ. – «НГ») не находит пока широкого распространения в патриархальном афганском обществе, которое традиционно на протяжении многих веков вело войны с иностранными захватчиками». По словам генерала, сражаясь друг с другом, талибы и ИГ с начала года потеряли около 900 боевиков (с обеих сторон). При этом, по данным начальника Генштаба России Валерия Герасимова, в отрядах талибов сражаются до 40 тыс. человек. А джихадистов из ИГ в Афганистане в четыре-пять раз меньше. Некоторые эксперты, знакомые с ситуацией в Афганистане, считают, что военные угрозы от боевиков ИГ из Афганистана для стран ЦА пока не существенны.

Данную точку зрения в Генштабе ВС РФ, похоже, не разделяют. Во-первых, джихадисты для привлечения на свою сторону боевиков используют в Афганистане подкуп. Пока у ИГ есть финансовые ресурсы, оно представляет угрозу в любой точке мира. В военном ведомстве РФ считают, что материальный мотив является одним из основных факторов роста численности сторонников ИГ в Афганистане. При этом значительную долю таких боевиков составляют граждане СНГ, в том числе и из России. Вероятность их появления в бывших республиках СССР под лозунгами построения халифата очень высока.

Во-вторых, боевики ИГ уже сосредоточены у южных границ СНГ. По словам Сергуна, «наибольшего успеха эмиссары ИГ достигли в восточных и северных афганских провинциях», в том числе граничащих с Туркменистаном – Фарьябе и Джаузджане. «В ближайшей перспективе руководство ИГ попытается расширить зону влияния в северном направлении и в сторону Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая», – отмечает начальник ГРУ.

На фоне такой картины как-то очень неубедительно выглядит идея скорого начала строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия). Почти 1200 км труб ТАПИ должно пройти по территории Афганистана. Ветеран Службы внешней разведки России Лев Корольков, хорошо знакомый с ситуацией в регионе, не верит в осуществимость TAPI: «Любой трубопровод, который проходит по такой нестабильной с точки зрения безопасности местности, очень уязвим. Будет ли работать эта труба – большой вопрос».  

Продолжение темы 


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Хакасии складываются новые политические союзы

В Хакасии складываются новые политические союзы

Дарья Гармоненко

На вакантный депутатский мандат Госдумы может претендовать "Справедливая Россия – За правду"

0
212
Литва и Rheinmetall подписали протокол о намерении по строительству завода боеприпасов

Литва и Rheinmetall подписали протокол о намерении по строительству завода боеприпасов

  

0
116
Партию любителей пива воскресят спустя 30 лет

Партию любителей пива воскресят спустя 30 лет

Дарья Гармоненко

Экзотическая политструктура в бюллетене станет аналогом графы "Против всех"

0
241
В России мобилизована многотысячная армия дропперов

В России мобилизована многотысячная армия дропперов

Анастасия Башкатова

Кибермошенники успешно получают доступ и к персональным данным, и к кэшу

0
333

Другие новости