0
2793
Газета Искусство книги Интернет-версия

23.11.2000 00:00:00

Уроки конструктивизма

Тэги: Лаврентьев, графика, дизайн


Александр Лаврентьев. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. - М.: Грантъ, 2000.

Это не совсем обычная книга - "Учебник про конструктивизм", как ее определяет сам автор. Ее тема - новаторский опыт русского конструктивизма в той области, что сейчас называется "графическим дизайном", то есть в художественно-техническом проектировании печатных изданий - от книжной обложки до рекламного объявления и плаката. В 20-х годах именно художники-конструктивисты, принципиально отказавшиеся от всякого самоценного искусства, ушли в производство и сделали там немало интересного, и больше всего как раз в полиграфии, где техническое и художественное начала слиты особенно тесно.

Значит, книга о прошлом прикладной графики? Нет, автор, по его же словам, "старался подать весь этот материал не столько как исторический, сколько как творческий: обратить внимание на приемы работы в разных областях: книге, плакате, журнале, упаковке, рекламе и т.д.". Он посвятил свой труд "студентам Полиграфа и Строгановки всех времен", но обращается к нынешним и им предлагает "не только смотреть картинки, но и попробовать делать".

Однако не запоздал ли такой учебник? Зачем обучать кого-либо конструктивизму в 2000 году, когда само это явление отступило в историческую даль как одно из многочисленных авангардистских направлений уходящего века? С тех пор изменилось все: дух времени, полиграфическая техника, даже инструменты художника и способы его работы. Наивная кустарность воинствующего техницизма 20-х годов, стремившаяся, отметая искусство, заменить "стиль" "конструкцией", теперь так очевидна...

И все же такое обращение к прошлому не лишено смысла. Отношения живого, развивающегося искусства с традицией всегда активны - отвергают ли они ее начисто или с благоговением используют. Рационалистические установки конструктивистской типографики и резкая волевая экспрессия ее графического языка вошли в фундамент современной полиграфической культуры. Понятна попытка оживить эти тенденции в период нынешнего стилевого разброда и кризиса кардинальной идеи графического конструирования и подчинить труд дизайнера не утилитарной только задаче, но и общему строю современной художественной культуры.

Притом у Александра Лаврентьева есть для этого, помимо профессиональных, и биографические резоны. Дизайнер и педагог, публикатор и исследователь, он еще и внук Александра Родченко и Варвары Степановой, выросший, можно сказать, прямо в логове русского конструктивизма, изначально проникнутый его деятельной атмосферой. В его распоряжении богатейший творческий архив ведущих мастеров этого направления. Отсюда и попытка осмыслить наследие конструктивизма не в виде музея, но как источник практического опыта.

Подходя к этой книге как к историко-художественному исследованию, я склонен был бы предъявить ее автору разного рода претензии. Однако ее текст и структура отчетливо подчинены иной, названной выше задаче. Это прежде всего визуальная, наглядная книга. Текстовая ее часть сравнительно невелика (наряду с Лаврентьевым в ней участвуют его коллеги - педагоги-художники Николай Бесчастнов, Дмитрий Мордвинцев, Кирилл Пармон, а также сами ее герои - конструктивисты 20-х годов, оставившие немало ярких текстов теоретического и декларативного характера). Основу же издания составляет активно выстроенный изобразительный ряд, включающий как произведения классиков конструктивизма, в том числе и малоизвестные, так и работы не столь знаменитых и просто безымянных мастеров. Строго говоря, здесь не все относится к конструктивизму, есть вещи, так сказать, смежные, связанные с этой школой лишь общим духом графического аскетизма и жесткой геометризацией форм. Суть для автора, очевидно, не в стерильной чистоте стиля.

Структура книги и монтаж ее разворотов акцентируют наше внимание не на самих мастерах и не на разновидностях функциональной графики. В центре внимания - художественные средства конструктивизма: геометрические схемы композиции, фотомонтаж, типографика, а также характерные приемы, такие как геометризация изображений. Такое решение поощряет конкретно-практическое освоение студентом-дизайнером предлагаемого ему материала. Но не ведет ли оно его путем слишком прямолинейным и внешним?

Конструктивизм выдвигал отвечавшую духу своего времени агитационно-утилитаристскую эстетическую установку, и ей отвечал его жесткий, экспрессивный художественный язык. Но ход от него к современному, гораздо более гибкому, технически изощренному и стилистически свободному, языку новейшей функциональной графики в этой книге не прослежен.

Что ж, значит, автору есть куда двигаться дальше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Василий Церетели назначен директором Московского музея современного искусства

Василий Церетели назначен директором Московского музея современного искусства

НГ-Культура

0
782
Тасмания как остров и штат Австралийского Союза

Тасмания как остров и штат Австралийского Союза

Юрий Гуллер

Здесь уникальная природа и животные, которых нет больше нигде в мире

0
851
Предприятия сокращают инвестиционные планы из-за неопределенности

Предприятия сокращают инвестиционные планы из-за неопределенности

Ольга Соловьева

Правительству РФ поручено подготовить комплексную программу восстановления пострадавшего приграничья

0
1173
Незамедлительное появление адвоката гарантирует только Конституция

Незамедлительное появление адвоката гарантирует только Конституция

Екатерина Трифонова

На юридическом форуме в Петербурге обсудили застаревшие проблемы исполнения законов

0
1412

Другие новости