0
7737
Газета Кино Интернет-версия

31.03.2014 00:01:00

Скелеты в скандинавском шкафу

Тэги: норвежское кино, кинофестиваль


норвежское кино, кинофестиваль «Виктория», киноиллюстрация к роману Кнута Гамсуна... Кадр из фильма

Смерть, любовь и нефть – таковы темы завершившегося на днях фестиваля норвежского кино. В рамках программы в Москве показали четыре фильма, объединенных, казалось бы, только географией. «Первопроходец», «Виктория: история любви», «Погоня за ветром» и «Я твоя» – коллекция картин получилась, как тот квартет в басне Крылова. С той лишь разницей, что вместе музыкантам никак, а вот по отдельности – очень даже.

Норвежское кино – сплошная специфика. Принять ее сможет не каждый. Здешние ритмы кажутся почти медитативными. Депрессивные мотивы, будто автоматически вызывая ассоциации с полотнами Эдварда Мунка, вряд ли способствуют веселому времяпрепровождению. Нет, разумеется, в Норвегии появились забавные «Охотники на троллей», серьезная, скучная и тем замечательная «Девушка с татуировкой дракона»; наконец, трэш «Операция «Мертвый снег» про оживших фашистов. Но это – частности.

Комическое – не самая сильная сторона фильмов нынешнего фестиваля. Картины «Виктория: история любви» Торун Лиан (в оригинале просто «Виктория») юмор не мог коснуться по определению – экранизация романа главного местного писателя, обладателя Нобелевской премии Кнута Гамсуна трагична, сентиментальна и, как ни странно, динамична. Социальная драма «Я твоя» Ирам Хак рассказывает о сложностях пакистанки по имени Мина, которую бросил муж. Однако лента не столько исследует нравы общества и проблемы адаптации, сколько парадоксальным образом (или вполне естественным) становится гимном хрупкой красоте. Выражается это как в изображении персонально Амриты Ачарии, исполнившей главную роль, так и в самих средствах изображения – камера в документальной манере фиксирует драматические повороты в жизни Мины.

«Первопроходец» Эрика Скьолдберга – ретротриллер о группе подводников, работающих над трубопроводом на дне океана. Среди них – братья Петер и Кнут. Первого, кстати говоря, играет Аксель Хенни, засветившийся в «Охотниках за головами» Мортена Тильдума. Во время погружения происходит несчастный случай, и Кнут погибает. Петер в поисках правды и, что вернее, попытках избавиться от чувства вины начинает расследовать дело. Детективная история, сдобренная интересными подводными съемками, обеспечивает зрителю дозу клаустрофобии. И это не просто история про то, как один человек вышел на заговор правительства с американцами. В конце концов, тут возникает ощущение цены, которую платит за процветание страна. Львиную долю бюджета Норвегии обеспечивают запасы черного золота на шельфе Северного моря.

Американцев, между прочим, в фильме играют Уэс Бентли (снявшийся в «Красоте по-американски» Сэма Мендеса) и Стивен Лэнг («Аватар» Джеймса Кэмерона, «Безумный спецназ» Гранта Хеслова). Что ж, плох тот норвежец, который не раскроет американского заговора.

Четвертый фильм, пожалуй, самый цельный и выверенный. «Погоня за ветром» Рюне Денстада Лангло – классическая семейная драма в норвежском антураже. Долгие кадры и лишние секунды в паузах между словами сочетаются здесь с яркой актерской игрой, ощущением холода, которым веет от местной природы. Как того требует жанр, есть и скелеты в шкафу... Главная героиня Анна, узнав о смерти своей бабушки, отправляется домой к одинокому ворчливому деду. Сыгравший его Свен-Бертиль Таубе фрагментами очень похож на Дэвида Линча. 

Фильм, начавшийся с известия о смерти, смертью же и закончится. Между двумя этими сюжетными точками хватает и других мертвецов: мертвы родители Анны, мертва жена ее бывшего возлюбленного, от которого она когда-то сбежала. Несмотря на эти нерадостные нотки, заунывную (но очень красивую) музыку и некоторую депрессивность повествования, сюжет по мере продвижения наполняется юмором. Не чурается фильм и черных цветов комичного, что наравне с ритмом повествования роднит его с английским «Завещанием Драммонда»: «Не надо ничего класть в гроб – вы хоть представляете, сколько люди всего кладут в гробы?» Дочь экс-бойфренда Анны знает лишь игры-катастрофы: она всегда – последний выживший после торнадо, оползня или эпидемии. Однако главным источником всего смешного, разумеется, становится дед. «Мне нравятся немцы: они вовремя ложатся, вовремя встают, почти весь день работают», – говорит он о нынешнем любовнике Анны. Она объясняет деду: парень – датчанин. Встретившись наконец с немцем, дед пытается выяснить, как дела у экономики Германии: не задохнулась ли, обеспечивая всех католиков? В разговоре со своим знакомым дед сообщает: «Анна собирается замуж». – «Да? Он хороший?» – «Он немец». – «Не люблю немцев». – «Немцы достойные люди». – «Нет, они такие же, как шведы». Дед, подумав, отвечает: «Он наполовину датчанин». Что ж, плох тот, кто не шутит над собой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
491
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
611
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
553
Пять книг недели

Пять книг недели

0
199

Другие новости