0
3116
Газета СНГ Печатная версия

12.08.2019 19:39:00

Бердымухамедов предложил построить инновационный город

На первом Каспийском форуме обсуждаются реальные и нереальные проекты

Тэги: туркмения, туркменистан, экономика, каспий, форум


туркмения, туркменистан, экономика, каспий, форум Главы правительств прикаспийских стран обсудили в Туркменистане проблемы региона. Фото Reuters

В Туркменистане, в туристической зоне «Аваза» проходит первый Каспийский экономический форум: «Каспийское море: в интересах развития международного экономического сотрудничества». В нем принимают участие президент Гурбангулы Бердымухамедов и главы правительств прикаспийских стран – России, Ирана, Азербайджана и Казахстана. Они обсуждают проблемы региона и перспективы сотрудничества на Каспии. Есть и итоги первого дня работы форума, правда, они не связаны с Каспием – туркменский президент сделал заказ на покупку всей линейки российских представительских лимузинов Aurus Senat.

Это первый Каспийский форум, который проходит после подписания в прошлом году Конвенции по Каспию. Уже тогда стоял вопрос, что Конвенция – это декларативный документ, который нужно наполнить конкретным содержанием и реализацией совместных проектов. Кстати, Россия и Иран документ еще не ратифицировали. В своем выступлении Бердымухамедов сказал, что Туркменистан рассматривает будущее Каспия в контексте будущего всей планеты и соотносит свою работу с деятельностью ООН по выполнению целей устойчивого развития. «Мы видим Каспий – и в географическом, и в социально-экономическом смысле – как одно из направлений Стратегии ООН до 2030 года», – цитирует президента портал «Туркменистан – Золотой век». По его словам, первый Каспийский экономический форум – лишь начало большого пути. «Мы рассчитываем, что такой формат станет действенным механизмом налаживания стратегического диалога и партнерского взаимодействия на Каспии», – подчеркнул Берыдмухамедов.

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал туркменского президента и пригласил присутствующих на второй форум в Астрахань. При этом он напомнил о необходимости проведения экологической экспертизы и предложил развивать несырьевые сектора экономики.

Вопрос проведения экологической экспертизы изначально являлся одним из условий Конвенции при реализации трубопроводных проектов на Каспии.  Однако, как сказал Бердымухамедов, «экология не может быть заложницей экономических и коммерческих выгод». Он предложил создать некий «Инновационный город Каспия», – сообщил ресурс «Хроника Туркменистана». Это инновационно-технологический центр, в котором ученые смогут работать над энергетической, индустриальной, логистической, инфраструктурной и экологической проблемами моря. «Если этот центр предполагается построить в «Авазе», то эта зона не выдержит нагрузки. Все канализационные воды «Авазы» откачиваются в Каспий. Питьевая вода нормирована», – сказал «НГ» один из участников мероприятия. Впрочем, кто и где должен создать такой центр, глава Туркменистана не уточнил.

Эксперты считают, что ожидать подписания экономических соглашений по итогам форума не стоит. «Премьер-министры прикаспийских стран скорее всего выскажут мнение о важности развития экономической инфраструктуры, которая могла бы способствовать углублению сотрудничества и вывела регион из транспортной изоляции. Главным инструментом для этого будет развитие транспортных коридоров: Лазуритовый, Север-Юг», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде также отметил, что для всех пяти государств интересны только проекты в транспортно-логистической сфере и по сотрудничеству между портами этих стран. Что же касается энергетических проектов, то они могут рассматриваться только на двух или трехсторонней основе. Например, совместное освоение месторождений в зоне влияния или на стыке границ Казахстана, России и Азербайджана. Для реализации Транскаспийского трубопровода нет достаточной экономической базы, нет маркетинга – нет заявленных объемов на поставки туркменского газа, нет цены, нет конкретного покупателя. «Поэтому стороны концентрируются на реальных возможностях. В частности, Ашхабад транспортирует сжиженный газ и нефть в западном направлении – через Азербайджан. В этом случае все внимание на транспортно-логистические схемы. Поскольку кроме инфраструктуры портов в перевозках сырья задействованы железные дороги», – сказал «НГ» Ильгар Велизаде. Эксперт также отметил важность развития прибрежной инфраструктуры. В частности, у России есть планы по развитию каспийского побережья. Это модернизация порта в Махачкале и строительство нового порта в Калмыкии. Такая же деятельность ведется в других странах. «Каспий – замкнутый водоем, поэтому если где-то строится порт, то должно быть рассчитано, как он будет взаимодействовать с портом на другом конце моря», – отметил эксперт.

Впрочем, в первый день работы форума был подписан и первый контракт на поставку в Ашхабад российских лимузинов класса Aurus Senat. Российская делегация специально привезла одну модель для демонстрации на форуме. Машина приглянулась президенту Бердымухамедову, и он пожелал приобрести всю линейку этих автомобилей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Виктория Панфилова

В Бишкеке состоялся саммит глав государств организации

0
3233
Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.11.24

0
4393
Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Дмитрий Попов

Рынок адаптируется к изменениям в экономике, законодательстве и интересах клиентов

0
2738
Либо рост численности населения, либо роботы

Либо рост численности населения, либо роботы

Анастасия Башкатова

Будущее российской экономики зависит от инвестиционной проактивности

0
4538

Другие новости