0
2854

28.09.2017 00:01:00

Электоральный удар по немецкой власти

Евгений Григорьев

Об авторе: Евгений Евгеньевич Григорьев – обозреватель «НГ».

Тэги: германия, выборы, бундестаг, парламент, оппозиция, мартин шульц, ангела меркель, коалиция


германия, выборы, бундестаг, парламент, оппозиция, мартин шульц, ангела меркель, коалиция Фото Gettyimages

В Берлине, как может показаться, все почти как обычно. Словно и не было выборов в Бундестаг с неожиданными результатами для партий большой коалиции и обстановки в стране. В среду по обычному графику под председательством канцлера Ангелы Меркель состоялось заседание кабинета: он продолжает службу до формирования нового федерального правительства. А в пятницу она отправляется в Таллин на «цифровой» саммит ЕС. 

Текущие занятия ни в коей мере не умаляют силу электорального удара, нанесенного 24 сентября не только ведущим партиям, называющим себя народными, но и привычной конструкции федеральной власти. Существенно изменился расклад сил в Бундестаге. Они представлены уже не четырьмя, а шестью фракциями. Причем неоднозначными по парламентскому опыту, целям и методам.

Потерпев неудачу в попытке взять на выборах верхнюю планку, новый лидер СДПГ Мартин Шульц объявил о разрыве с консервативным блоком ХДС/ХСС. Тем самым социал-демократы, как каламбурят в прессе, перемещаются на «жесткие лавки оппозиции». В свою очередь, левые, несомненно, последуют своей критической линии и в 19-м по счету легислатур Бундестаге. А в совокупности с появлением под куполом Рейхстага еще не совсем понятной, но воинственно антимеркелевской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) получается, что четвертому канцлерству Меркель и любому правительству «под ее управлением» будет противостоять пусть пестрая, но политически значимая часть парламента, охватывающая более 40% его численности.

Аналитика права в выводе, что в Германии поменялся политический ландшафт (см. «НГ» от 26.09.17). А едва ли не триумфальный прорыв АдГ в Бундестаг c 12,6% голосов, 94 депутатами, да еще с ходу на третье место действительно выглядит как тектонический сдвиг в немецкой политике. Удивляет, как Меркель, за плечами которой уже 12 лет опыта руководства и ответственности за страну, не придала значения открытым и подспудным процессам в политике, обществе, настроениях, проявившимся в период легислатуры 2013–2017 годов.

При всей мощи экономики и, согласно опросам, преимущественной удовлетворенности большинства электората личным материальным положением граждане тоже не могли не тревожиться о последствиях миллионного наплыва мигрантов. Не иначе воспринимались акты терроризма, растущая преступность. Одновременно кризис в ЕС породил неуверенность в будущем ЕС, а многие немцы с привитым историей антивоенным ДНК не могли не испытывать тревог за втягивание страны в натовскую мобилизацию.

С подачи кругов, проигравших выборы, многие комментаторы концентрируются на феномене АдГ, сделавшей ставку на критику миграционной политики Меркель. Но предвыборная программа альтернативщиков содержит более широкий круг вопросов. Впервые участвуя в выборах в 2013 году, она с 4,7% в Бундестаг не прошла. Однако уже тогда привлекла свыше 2 млн избирателей.

Не возьмусь утверждать, какой будет следующая коалиция во главе с канцлером Меркель. Могут быть разные и даже сенсационные повороты. Скажем, не только коалиционная тройка ХДС/ХСС, либералы и зеленые. А что, если все-таки уломают руководство СДПГ вернуться ради народа и страны к большой коалиции или договорятся о правительстве меньшинства?

Но пока главная роль в поствыборном урегулировании остается за консервативным блоком ХДС/ХСС и Меркель. Все-таки им вновь светил успех на выборах. Пусть с горьким привкусом наихудшего за канцлерство Меркель процентного результата, сокращения парламентской фракции, но христианские демократы пока не утратили определяющую роль в системе власти, а также право на формирование федерального правительства и пост его главы.

В избирательной кампании выявилось критическое отношение к Меркель, особенно в восточных землях. Однако в глазах весьма значимой части населения ее 12-летнее лидерство в известной мере олицетворяет стабильность Германии и надежду на ее сохранение как острова благополучия в расшатанной Европе. С дальнейшим канцлерством Меркель связываются ожидания различными политическими и общественными кругами пересмотра многих установок политики ФРГ. Но об этом пока можно только гадать, хотя по опыту известно, что Меркель способна на крутые повороты в политике.

Во вторник президент Владимир Путин позвонил Меркель и поздравил ее с успехом блока ХДС/ХСС на выборах. Лидеры России и Германии хорошо знают друг друга, могут разговаривать без перевода и, несмотря на проблемы в отношениях Москвы с Берлином, годами поддерживают взаимный контакт. В перспективе его значение может еще более возрасти. А пока в беседе по телефону была подтверждена готовность к продолжению взаимовыгодного сотрудничества.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ вышла на улицу против президента Ельцина

КПРФ вышла на улицу против президента Ельцина

Дарья Гармоненко

События октября 1993 года левые пытаются актуализировать для современного электората

0
740
МВД России больше не будет заниматься проблемами кочевников

МВД России больше не будет заниматься проблемами кочевников

Иван Родин

Правительство указывает на возможные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти

0
946
Отечественную фармацевтику ведут по пути отстающего развития

Отечественную фармацевтику ведут по пути отстающего развития

Михаил Сергеев

Перспектива импортозамещения лекарств вызвала сомнения у экономистов

0
835
Бизнес оптимизирует налоги за счет сотрудников

Бизнес оптимизирует налоги за счет сотрудников

Ольга Соловьева

Штрафы и черные списки работодателей не мешают предпринимателям экономить на социальных отчислениях

0
901

Другие новости