Постпред США при ООН Майкл Уолтц назвал всемирную организацию «нелепой». Фото Reuters
Бурно развивающиеся события в мире, бесконечные кризисы и конфликты в самых различных точках доказали две неоспоримые истины. Ни одна международная организация, включая ООН, не в состоянии проблемы, стоящие перед человечеством, сегодня разрешить. А Соединенные Штаты, по сути, единолично взяли на себя обязанность перекройки мира на устраивающих прежде всего Вашингтон условиях.
В поисках возможности сохранения собственного существования Москву для консультаций о будущем Совета Безопасности ООН посетили представители Кувейта и Нидерландов при этой организации в Нью-Йорке. И тут же уходящий со своего поста в этом году генсек ООН Антониу Гутерриш в очередной раз своими высказываниями о Донбассе доказал, что в том виде, в каком она сейчас существует, будущего у этой организации нет.
Каковы реалии международных дел после года нахождения у власти президента США Дональда Трампа и насколько вообще можно будет сохранить существующий ныне миропорядок? Как человек, проработавший более 27 лет в Вашингтоне, включая ооновские структуры, хотел бы выделить три ключевых момента, которые во многом либо вовсе не принимаются во внимание планирующими некие реформы ООН, либо им не очень хорошо известны чисто американские реалии.
Во-первых, о сути визита в Москву двух постпредов при ООН. Сам факт подобных дискуссий, как мне видится, был совершенно беспредметным по целому ряду причин, главная из которых – «теневой управляющий» ООН – США и их президент не намерены что-то в ее рамках реформировать и кому-то и что-то позволять решать вне американского контроля.
Во-вторых, это то, что непосредственно касается России. Ее позиция понятна: попытаться любыми путями сохранить ООН, поскольку место в Совбезе с правом вето – единственный актив, остающийся у нее после окончания Второй мировой войны. Не будет существовать ООН – не будет права вето, и даже минимального международного влияния, чего Россия стремится ни в коем случае не допустить. В том числе – попыткой обсуждения на всех уровнях со всеми желающими вариантов реформирования Совбеза. С новыми членами, перераспределением голосов по континентам и прочим, что отвлекает от главного вопроса: а будет ли ООН дальше вообще существовать и за чей счет?
А это – третье, и самое главное. С учетом того что Соединенные Штаты – это не только штаб-квартира ключевых ооновских структур, но и главный спонсор этой организации (24% бюджета и 31% – миротворческих операций), выход Вашингтона из них – вопрос, практически определенный нынешней стратегией Белого дома.
Здесь меньше надо обращать внимание на высказывания насчет ООН со стороны Трампа («бессмысленная организация», «сборище бездельников», «люди, которых больше не будут содержать американские налогоплательщики»), а больше – попросту смириться с официальным подходом руководства США.
Соединенные Штаты не собираются ничего в рамках нынешней ООН реформировать, как и не видят смысла в дальнейшем существовании не только ее, но и многих других международных структур. Россия тем временем продолжает вести дискуссии с теми странами, которые в Совбезе ООН не представлены, но которые статусом и экономической мощью подобному соответствуют (Индия, Бразилия, Индонезия, ЮАР). Однако реально на международные отношения они влияния не оказывают. Показательно, что американцы на подобные переговоры вовсе не тратят времени (какая разница, кто и как будет считаться твоим союзником, если ты сам всем командир?), а планомерно пытаются разрушать нынешнюю и создать удобную для себя систему совершенно новых международных отношений.
Очевидно (и Трамп неоднократно это подчеркивал в выступлениях), что нынешняя международная система, просуществовавшая 80 лет, себя изжила. Тому примеров полным-полно, а после похищения Николаса Мадуро и «дружеских дискуссий о Гренландии» стало ясно, что базовые понятия международного порядка коренным образом стали иными. Между тем и Европа, и Россия, и частично Китай (который реформировать Совбез ООН готов только теоретически, но терять свою монополию на право вето точно не желает) всячески происходящим изменениям противятся.
Во многом сейчас противники США находятся в растерянности (кто его знает, что следующее Трамп может предпринять?) и частично – даже озлобленности. Тем временем американцы во многом скандальными, шоковыми и даже насильственными методами пытаются навязать свое видение будущего мира всем остальным. Трамп просто пользуется тем, что никакого противовеса ему в мире нет.
Ни ООН, ни БРИКС, ни все остальное якобы многополярное ровным счетом ничего ему и Соединенным Штатам в целом противопоставить не могут. Сознаться в этом также не входит в планы мировых руководителей. А подписываемые между ними разного рода соглашения то о стратегическом, то о еще более тесном глобальном партнерстве при первом же конфликте ни на что не влияют. Начинается любая военная операция, и каждый защищается, как и чем может. Никакая ООН тут не поможет, как и НАТО с БРИКС (по крайней мере такова оценка самого Трампа) ни на что оказываются не годны.
Сейчас американский президент поджимает под себя все Западное полушарие по чисто прагматическим соображениям. По численности населения, природным ресурсам, обширному рынку эта территория сопоставима с Китаем. Кубу и Канаду Трамп рассчитывает «усмирить» до конца своего президентского срока, и тогда он сможет управлять миром так, как это будет выгодно американским правящим кругам. Понятно, что для этого Америке будет ни к чему ни ООН, ни все остальное, что было создано после 1945 года, включая Всемирный банк и МВФ.
В итоге получается следующая картина. Россия ведет консультации с Совбезом ООН фактически о гарантиях сохранения права вето в этой структуре. А вот Соединенным Штатам безразлично не только будущее права вето России и Китая, но и двух своих союзников – Великобритании и Франции.
Об ООН откровенно говорит сам постпред США Майкл Уолтц: «Нелепая и никому не нужная организация». Правда, забывает он при этом об одном. Любая ооновская структура – это прежде всего место трудоустройства огромного числа представителей правящих элит 193 стран. Только в дальних и опасных для жизни точках (прежде всего в миротворческих операциях) можно встретить «обычных» людей, полных романтики и веры в благие цели этой организации. Все остальные – лица, напрямую связанные с руководящими элитами своих государств. И, разогнав ООН, тот же Трамп нанесет неслыханный удар по всем правящим кругам глобального, а не только национального масштаба.
Между тем задача лично Трампа конкретна и гибельна как для ООН, так и для всех ее многочисленных подразделений. До конца своего президентского срока он намерен подчинить по максимуму себе основные международные вопросы, где только он – или в крайнем случае США в целом – будет решать, что правильно в мире, а что нет. Похищение Мадуро показало, что Америка может многое делать в мире исключительно по своей воле. Ни ООН им не помеха, ни попытки реформировать Совбез этой структуры путем разного рода консультаций и иных бюрократических дискуссий.
Смогут ли помешать такому курсу те, кто им явно недоволен? Не уверен, потому как нет среди них единства (у каждого свой резон ООН реформировать, но лишь в своих интересах). Как и нет желающего взять на себя ответственность за объединение усилий, поскольку тогда явно придется противопоставлять себя нынешней Америке. Решиться на это не могут и явно побаиваются даже большие и влиятельные государства, не говоря уже о тех, кого Вашингтон будет «вовлекать в системное сотрудничество» в ближайшие месяцы и годы.
Многое будет зависеть и от того, как результативно сможет Трамп проводить свою политику по Гренландии, Кубе, Ирану, сектору Газа и чуть позже – Канаде. Украина его будет волновать меньше всего, а вот подчинение ключевых международных проблем именно желанию и планам руководства Белого дома для него критично.
А ооновские представители могут и дальше продолжать посещать мировые столицы и обсуждать реформы Совета Безопасности. В планы Трампа его существование не входит, и он демонстративно сделает все возможное, чтобы к концу его пребывания на президентском посту эта тема, как и само существование ООН, была уже неактуальна.

