0
928
Газета Культура Интернет-версия

12.03.2001 00:00:00

Когда стоит досидеть до конца...

Тэги: Моцарт, Покровский, Фигаро, музыка


В который раз обращаясь к Моцарту, выдающийся режиссер Борис Покровский решает задачу, которая не каждому по плечу: донести Моцарта до публики. То, что Моцарт приятный, доступный всем и потому невероятно популярный композитор, - безответственный миф. Как часто можно наблюдать жертв этого мифа, зевая, ерзающих на своих стульях, и радоваться за немногих, решившихся на ритмичное сопение под эту легкую, искрящуюся жизнерадостностью музыку, длящуюся так долго и так однообразно для неподготовленного уха. Эти последние характеристики относятся прежде всего к его известнейшим операм, имеющим массу подводных камней на пути превращения их в театр. Лежащий в их основе драматургический материал статичен в плане сценического действия, зато богат на "положения", непрестанно чередующиеся монологи и замешенные на словесных остротах диалоги. Совершенно очевидны и музыкальные сложности исполнения Моцарта: если отсутствие уникального божьего дара для него еще допустимо, то недостаток профессионального мастерства высокого класса все сведет на нет. Все ноты у Моцарта как бы разложены по поверхности, и непременно все и должны прозвучать, так что выходит, их никогда не бывает "слишком много", как полагал австрийский император Иосиф. Итак, чтобы на театре прозвучала "Свадьба Фигаро", слишком многое должно совпасть в конкретной постановке.

То, что предложил на днях Камерный музыкальный театр Бориса Покровского, показалось большой удачей. И не только в сравнении с опасливыми ожиданиями: по окончании спектакля (довольно долгого) театр покидаешь отнюдь не утомленным, с редким ощущением чудесно проведенного вечера. Хотя Московская камерная опера - театр режиссерский по условию, особые эмоции вызвала музыкальная сторона: артистам (услышанным на премьере) удалось-таки справиться с Моцартом! Более того, очевиден колоссальный объем работы, проделанной дирижером Ара Маркосяном (когда Моцарту посвящают много усилий, его могут петь даже в Большом театре, как это случилось на последней постановке несколько лет назад). Здесь же певцы абсолютно свободно поют, не глядя на дирижера, который пребывает с оркестром в глубине сцены, и, занятые постоянно актерской работой и постановочными трюками, не сбиваются с дыхания. Были почти исчерпывающе решены проблемы стилистики речитативов, "моцартовского" дыхания певцов, требующего особого освоения (в этом плане безупречны были дамы и в меньшей мере - господа), хорошо звучал оркестр.

Дамы в "Свадьбе Фигаро" - Графиня Розина и Сюзанна, невеста Фигаро, Мария Лемешева и Елена Андреева. Обе сопрано по типу своих голосов идеально распределяются по этим двум разнохарактерным ролям. Лемешева в образе увядающей красавицы с мягкими внешними очертаниями сумела в известных традициях исполнения Графини наполнить свои речитативы особым томным придыханием. Андреева - певица с девичьим звонким голосом - демонстрировала чудеса стабильно ровного пения на протяжении всей своей долгой партии. Баритоны Алексей Яценко (Фигаро) и Алексей Морозов (Граф Альмавива) обладают настоящими полнозвучными и тоже отличными друг от друга по характеру голосами, выразительной вокально-актерской манерой, особенно красив тембрально богатый голос Яценко. Однако несовершенство дыхания не позволило им достичь той чистоты интонации, без которой Моцарт - не Моцарт. Последовательность музыкального решения несколько страдает в невокальном подходе к ролям адвоката Бартоло, нотариуса Дона Базилио, экономки Марселины и садовничьей дочки Барбарины: здесь акцент скорее на декламационной буффонаде. В результате при всей удаче трудов дорога к идеалу до конца не пройдена, в чем убеждают нас европейцы, справляющиеся с Моцартом весьма скромными силами.

Уступку музыкальной стороне, а не практической, связанной с зарубежными гастролями, куда театр повезет "Свадьбу Фигаро" уже в апреле, хочется видеть в обращении к непереведенному итальянскому тексту вопреки принципу Покровского ставить оперу на понятном публике языке. Но все же лучше подвигнуть публику ознакомиться с содержанием в кратком изложении (почему бы не сделать его подробным по сценам?), чем лишить оперу Моцарта подлинного звучания его речитативов в игре звуков итальянского языка.

Над режиссерской стороной работали одновременно три человека - во главе с самим Покровским его ученики Игорь Меркулов и Валерий Федоренко. То, за что со всей очевидностью отвечал один Покровский, - жесткое единство подхода к решению спектакля. Это качество, а также театральное слышание музыки как основа оперной постановки - едва ли не уникальная особенность его режиссерского почерка на фоне сегодняшних тенденций спроецировать оперу в смежные контексты, часто не имеющие к самому произведению никакого отношения. В "Свадьбе Фигаро" был избран логичный путь: оформление сцены минимальными средствами, тогда как монологи и диалоги максимально насыщались движением и игровой деятельностью персонажей, трюками. Кроме того, весь постановочный "текст" выдержан в единой, родной Моцарту "галантной" стилистике. Если бы не выраженно "костюмный с переодеваниями" акцент спектакля, можно было бы не упоминать о некотором провинциализме костюмов художника Рафаила Вольского и их исполнителя Галины Чередниченко - понятно, сделанных из чего было, понятно, абсолютно традиционных согласно замыслу постановщиков, но при этом, особенно у дам, все же лишенных изящного вкуса в покрое и цветовой гамме.

Так, с первых же звуков увертюры все герои сбегаются на сцену, и происходит некий всеобщий дивертисмент. Вступительный разговор Фигаро с Сюзанной о коварном замысле Графа подслушивают Бартоло со слуховым рожком и замышляющая дальнейшие козни Марселина. Свою арию Бартоло поет с пыльным сводом законов в руках. Керубино снаряжают в армию, вручая ему предмет за предметом: шпагу, шлем, плащ и т.д. Особенно веселой вышла сцена опознания Фигаро его родителями: Марселина тут же обряжает его в детский чепчик и слюнявчик, сажает к себе на колени, а папаша Бартоло тешит конфеткой сынка. В статике не проходит ни один вокальный номер спектакля.

Поначалу сценическое действие кажется едва ли не насильственно привязанным к пению, а спектакль дробится на серию чисто вокальных номеров, для каждого из которых придумано что-то свое, актерское. Даже в знаменитой сцене с взламыванием двери спальни комедийность действия кажется нереализованной. Первая часть спектакля - пример того, сколь трудно найти для этой оперы адекватное сценическое решение и ответить на вопрос, что же делают эти герои помимо того, что разговаривают, то есть поют. Это действие должны, по-видимому, символизировать расставленные по сцене белые кубы, с которыми на всякий манер возятся герои. Но если кто-то и заскучал вначале, тем - совет: непременно пережить антракт и досмотреть до конца. С массовыми ансамблевыми сценами III и IV актов все меняется, представление обретает динамику и дыхание. Сцена суда, переходящая в праздник, на котором переодетый в женское платье Керубино (Татьяна Ветрова) никак не может повернуться в танце девушек вместе со всеми; затем калейдоскопический маскарад в саду с путаницей объятий и пощечин - все те сцены, где в полную силу проработана своеобразная массовка в духе карнавальной голытьбы (среди которой колоритный старец, готовый на бесчинства прямо в зрительном зале). Более того. На сцену и в зал выходят музыканты оркестра: скрипачи, духовики, в общем - уже смешавшая все эпохи толпа, а также и сам дирижер. Они-то и отвечают за наполнение театрального пространства. Средства просты, и механизм их воздействия нельзя заметить сам по себе. Он - в точно просчитанной и жестко реализованной атмосфере всего спектакля. Здесь срабатывает та сторона театра-игры, которая делает его искусством условным, но прекрасным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
335
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
982
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1151
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1779

Другие новости