В Мейерхольды я б пошел...
ФЕСТИВАЛЬ молодых режиссеров Москвы откроется 19 октября в Центре имени Мейерхольда. Гений был, как известно, человеком крайностей, вот и Центр его имени - явление угловатое и неоднозначное. Тем более что во главе его - Валерий Фокин, личность также многообразная. Недавно он заявил, что в Москве молодых режиссеров нет, чтобы следом тут же найти четырех гениев. В рамках фестиваля свои эксперименты представят Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Юрий Урнов и Николай Рощин.
На состоявшейся позавчера пресс-конференции руководители Центра сказали, что хотят смоделировать ту ситуацию, когда молодой Мейерхольд только поднялся на сцену Александринки. Начать новую эпоху режиссерского театра. А то как посмотришь на московские театры, которыми сплошь руководят актеры (Табаков, Ульянов, Ширвиндт) - то можно подумать, что профессия умерла. "Мне интересно то, что режиссеры пытаются сделать сами", - говорит Валерий Фокин.
Участников фестиваля объединяет то, что все они являются выпускниками РАТИ. Епифанцев - самый старший из четверых (30 лет) и уже порядком нашумевший. Его спектакли истеричны и порой шокирующе агрессивны: тибетские ритуалы, "металлический" рев, струи крови. На фестивале молодой авангардист представит новое творение - спектакль "Маяковский. Ray of Darkness in the Ominous Kingdom of Light" ("Луч тьмы в царстве света"). Рядом с экстремальным Епифанцевым - "тихий" Сенин и его "Фро" Платонова. Трогательная бытовая зарисовка почти без слов, но от этого не менее мрачная и выразительная. Тут же - сильные чувства эротической драмы Урнова "Раздетые". Рощин же покажет уже заработавший себе в Европе имя спектакль "Пчеловоды", дающий представление о России без слов, через пластику и жест.
Марина МАЛЫГИНА
Японский бог кино
ВЧЕРА в московском Музее кино началась небольшая, но замечательная ретроспектива. До 21 октября будут показаны три фильма знаменитого японского режиссера Ясудзиро Одзу. В Японии имя Одзу окружено необычайным почитанием, он считается киноклассиком, "богом кино". Фильмы, которые покажут в Москве, относятся к позднему периоду творчества Одзу, когда были созданы его главные шедевры. И открывается этот период, равно как и ретроспектива, знаменитой "Токийской повестью" (1953), с которой началась западная слава Одзу. Затем будет показан "Цветок равноденствия" ("Цветы праздника Хиган", 1958), первый цветной фильм Одзу. Завершит ретроспективу фильм "Поздняя осень" (1960), снятый за два года до смерти, в котором, как считается, талант режиссера достигает полной зрелости. Ретроспектива Одзу дает московским зрителям редчайшую возможность познакомиться с режиссером, фильмы которого у нас практически недоступны. Все фильмы предоставлены японским посольством, а специально для нынешнего показа отпечатаны копии с русскими субтитрами.
Елена СТАФЬЕВА