0
1113
Газета Культура Интернет-версия

01.11.2005 00:00:00

Альтернативный шансон

Тэги: театр, конкурс


театр, конкурс 'Альтер эго' героя в железной клетке. Сцена из спектакля 'Подземный бог'.
Фото Евгения Зуева

Архипов – один из новых лидеров и без того уж знаменитой екатеринбургской школы, давшей сперва России, а затем и миру Олега Богаева, Василия Сигарева и братьев Пресняковых. Еще один ученик Николая Коляды. Пьеса Архипова «Дембельский поезд» год назад получила первую премию на екатеринбургском конкурсе «Евразия» и сразу же пошла по России. По России, но не в Москве и не в Петербурге: история трех солдат-инвалидов, спешащих с войны домой, строящих мирные планы, а в итоге оказывающихся мертвецами, мечтающими о неслучившейся жизни, – такая история для Москвы, вероятно, не подходит. Недостаточно политкорректна.

«Подземный бог» – несколько эпизодов, разговоров и сцен, записанных в екатеринбургской подземке. Тут и обязательная страшилка – о появлении в метро страшного маньяка, который наводит ужас на женщин и детей. И обязательный роман, сложенный из одних только случайных, хотя и повторяющихся свиданий. «Подземный бог» стал лауреатом нынешней «Евразии», и Москва решила: это можно показать пугливой столичной публике. Премьеру сыграли в рамках проходящего сейчас фестиваля «Открытая сцена» на площадке Центра имени Мейерхольда.

Поскольку история – про метро, то и публике предложили сесть соответствующим образом – как в вагоне метро, ряды стоят по обе стороны площадки. Как это делают герои Архипова (и как это, естественно, случается с пассажирами метро), можно разглядывать сидящих напротив. И что-то думать и придумывать про них.

Истории про метро нынче входят в моду. Можно вспомнить неудачу спектакля Леонида Трушкина, который какое-то время тому назад предпринял попытку перенести на сцену сценарий американского фильма «Подземка». Вернее, творческую его удачу и неудачу коммерческую: в спектаклях Театра Антона Чехова публика хочет видеть уже проверенных временем знаменитых артистов, а в «Подземке» Трушкин впервые занял только молодых. Не так давно Елена Невежина представила в одном из московских клубов короткие истории про московское метро, сочиненные Натальей Назаровой в духе Даниила Хармса. Пьеса Архипова – такая же, из коротких эпизодов-фрагментов, местами жестких, местами чуть-чуть страшных, иногда смешных, соединенных авторской речью, отсчитывающей станции екатеринбургской подземки. Автор – наш Вергилий в чужом и незнакомом метро.

Так в пьесе. В спектакле, который поставил ученик Камы Гинкаса Антон Коваленко, за целое отвечает уже не автор, не герои, а музыка. Герои мелькают, спешат, вероятно, создавая иллюзию привычной суеты в переходах и на станциях. Не разглядеть ни лиц, ни интонаций, слова не успевают сочетаться в более или менее складный рассказ. Отдельно стоящие (вернее – пробегающие!) фрагменты соединяет саундтрек Евгения Вороновского, альтернативный шансон в авторском исполнении Сергея Бабкина, который поет, подыгрывая себе на гитаре. Ну и, конечно, вокальная перкуссия (в пресс-релизе исполнители названы так: Вахтанг & Иван Тауре).

Ученик Камы Гинкаса на выдумку, конечно, хитер: то у него хлопают железные дверцы, из которых сложена торцевая стена, то вдруг в одном из открывшихся окон возникает кукла – это тот самый негр, маньяк, который держит в страхе нервных пассажирок метро, является собственной персоной. Вернее, нет: собственной персоной чернокожий герой с вокальной перкуссией выходит на сцену чуть позже (вероятно, это Иван Тауре – вряд ли Вахтанг┘), после короткого кукольного представления. А альтернативный шансон расцветает в железной же клетке, которая выстроена в противоположном от металлической стены торце.

На первых представлениях не продавали программок, оттого было не понять, кто и кого играет. Но вот беда: спектакль поставлен так, что по его окончании не возникает подобных вопросов. Кто-то бегал, кто-то раздевался чуть-чуть, снова одевался, снова бегал, кто-то пел, другой молчал, но всё – бегом, как-то без толку, не оставляя ни сильных впечатлений, ни ярких воспоминаний.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
630
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2284
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2806
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2307

Другие новости