0
656
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2005 00:00:00

Черный день календаря

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав.отделом культуры "Независимой газеты".

Тэги: театр, революция


Раньше годовщину Октября праздновали два дня – 7 и 8 ноября. На улицах – красные флаги, в театрах – дАтские спектакли, то есть те, которые надо было выпустить к праздничной дате. Сегодня театры никто не заставляет говорить со сцены о революции ни с положительным, ни с отрицательным знаком. Но саму революцию при этом из истории не выкинешь. Как и революционные настроения – если судить по нынешней Европе.

«Ленин умер, ну и хрен с ним» – фраза из давно забытого советского анекдота вдруг вспомнилась при взгляде на московскую театральную афишу.

Нет 7 ноября, и не надо. Нет воспоминаний о времени, нет и в помине рефлексии по поводу недавних – в исторической ретроспективе – событий.

Самый, казалось бы, политизированный, самый левый из московских театров, МХАТ имени Горького, на фасаде которого по-прежнему красуются ордена советской эпохи, доронинский МХАТ, в день 7 ноября, красный день календаря, сыграл премьеру «Русских водевилей».

Главное: нет новых спектаклей о времени и событиях, которые по-прежнему делят российское общество на красных и белых, на коммунистов и других, имя которым до сих пор так и не найдено. Демократами сегодня зваться уже не хочется, пособниками капиталистов – неприятно.

Где они, новые «Синие кони на красной траве», «Так победим!», «Брестский мир»?

Театр – в стороне. Что ж обижаться, если театр в какой-то момент оставят в стороне, то есть за бортом той или другой реформы? Надо отвечать на вопросы дня. Прежде думать о Родине, а потом о себе┘

С некоторой натяжкой, конечно, можно отдать должное Российскому молодежному театру, который назначил на 7-е пьесу Алексея Арбузова «Таня». В ней речь, в числе прочего, об энтузиазме комсомольских строек, о поэзии, той самой, о которой мальчики иных веков, наверно, будут плакать ночью. Есть о чем поплакать, не раз подумаешь, глядя нынешнюю «Таню», которую режиссер Александр Пономарев поставил с поправками на постсоветский возраст.

С некоторой натяжкой можно отнести к рефлексии на заданную историей тему сатирическое ревю театра «Модернъ» «...Ищет встречи».

Но, пожалуй, лучше всего вышел из «деликатной ситуации» отсутствия всех и всяческих запретов и совершенной свободы, отданной на откуп художникам, Театр под руководством Олега Табакова: здесь сыграли «Бумбараш», спектакль Владимира Машкова с Евгением Мироновым в заглавной роли.

Поставленный в прошлом веке, если быть точным – в мае 1993 года, этот спектакль и сегодня актуален. Как ни странно, «служит» ныне востребованному народному единству, так как, по слову Волошина, молится за тех и за других. В спектакле по рассказам Гайдара, с песнями Юлия Кима и музыкой Дашкевича нет ни правых, ни виноватых. Грабят и красные, и белые. В общем, тем и плоха любая гражданская война. И любая революция – тем, что сносит все и всех со своих мест. Хороший спектакль, вполне можно посмотреть, независимо от праздничных дат или их отсутствия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
539
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2091
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2513
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2099

Другие новости