0
941
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2006 00:00:00

Смех актера, любовь актрисы

Тэги: паяц, опера, мариинка, петеребург


Сюжет оперы прост: это история из жизни бродячей актерской труппы, любовный треугольник, злодей-интриган и смерть неверной жены от рук оскорбленного мужа. Произведение из немногочисленного раздела веристской оперы (рядом упоминается «Сельская честь» Масканьи и уклоны позднего Верди) лаконично, малонаселенно и традиционно для итальянцев щедро на красивые мелодии.

Оркестр под управлением Тугана Сохиева не скрывал сочиненных композитором мелодических красот, но исполнение отличало более старание, чем вдохновение (баланс оркестра и вокала почти безупречен – так и пели в основном в середине сцены, поближе к рампе).

Исполнителям автор предоставил возможность быть столь же лаконичными. Здесь нет длительных арий и рассуждений, объемных многоплановых характеров. Искать, где злодей добр, в «Паяцах» не приходится. Разминки у героев тоже нет – все начинают с представительных вокальных сцен. Композитор не тратит времени на обстоятельные разговоры, события стартуют с места в карьер: сразу возникает тема ревности, Канио тут же высказывается по этому поводу, Недда занервничала – и действие без задержки летит к развязке.

Кстати, роль Недды у Татьяны Бородиной в этом спектакле получилась несколько неожиданной. Зрелая актриса (в юном возрасте вышла замуж за человека старше себя) вызвала пылкие чувства неопытного простачка. У нее – последний шанс, у него – юношеское неумение разделить в актрисе женщину и ее роль. И трагедия происходит даже не из-за измены Недды, а из-за того, что она в жизни разговаривает заученным текстом роли. В таком контексте исполнительница вполне уместна. Результат ли это особенностей самой артистки (вокально тоже небезупречной) или замысел режиссера - определить сложно.

Обещанный в режиссерском решении колорит неореалистического кинематографа действительно присутствует. И некая печать того, с чем воюют антиглобалисты, тоже. То, что происходит на сцене, похоже на Италию так же, как и на Америку. В одежде обнаруживают себя 1950-е, люрекс в униформе актеров напоминает о 1980-х, а, например, мобильный телефон, который галантно выключает местный крестьянин, придя на свидание, стал повсеместно распространенной игрушкой еще позже.

В спектакле мирно (в отличие от персонажей) сосуществуют элементы исторического театра, где Пролог – это не часть пьесы, а актер. Балахон наподобие кимоно, в который одет этот самый Пролог, точно воспроизводит занавес Мариинки (здесь и сейчас). В этой же копилке – открытые кулисы. Правда, отнести ли в разряд задуманных приемов слышные из-за этого команды с режиссерского пульта, непонятно. Хор режиссер тоже выстраивает весьма ловко. Например, диагональ, в которой партнеры переходят друг перед другом на своих вокальных репликах – почти как в народных танцах. Впрочем, пожалуй, это единственное «нарочитое» построение.

Вслед за главным героем режиссер не стала особо размежевывать жизнь и сцену. Потому собственно спектакль, который разыгрывают актеры, получился не слишком ярким. Восторги сценической публики вызывали, похоже, только пышные нижние юбки Недды. И особого волнения кровавая трагедия с двумя трупами не произвела: что поделаешь, Италия!

Главная звезда постановки – Владимир Галузин. Сильный выразительный вокал (хотя несколько моментов шероховатых проскочили), обаяние и драматизм. Галузин – звезда без котурнов: в первом выходе даже изобразил некий кульбит рядом с акробатами. В ариозо «Смейся, паяц» напомнил искренностью актерского исполнения Евгения Леонова. Потом пришлось долго обнимать ящик с реквизитом, пережидая аплодисменты.

Слуга Тонио (он же Пролог) в исполнении Валерия Алексеева – второй полюс спектакля. Артист, похоже, не вполне вышел из образа Риголетто и здесь прекрасно развил первую часть роли шута – злобного интригана. Насколько повышается градус переживаний у Канио–Галузина к моменту убийства, настолько невозмутим становится Тонио–Алексеев: меняется зависимость слуги и хозяина. Кажется, этот Тонио уже задумал книгу «Как я служил у великого Канио» со скандальными подробностями личной жизни.

Зал на премьере был далеко не полон. Вообще у этого вполне удачного спектакля вряд ли имеется хорошее будущее. Во-первых, краткость спектакля вызывает вопрос соответствия стоимости билета. Во-вторых, постоянно обеспечивать адекватный премьерному тандему состав исполнителей в Мариинке вряд ли смогут. А после премьерных показов, как правило, поток зрителей на оперных постановках заметно редеет. Но очень хочется ошибиться.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1496
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
898
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1299
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
847

Другие новости