0
1043
Газета Культура Интернет-версия

04.05.2006 00:00:00

Гергиев не по-гергиевски

Анна Андрушкевич

Об авторе: Анна Андрушкевич - музыкальный критик.

Тэги: пасхальный фестиваль, прокофьев, шостакович, гергиев


В этом сезоне не однажды приходилось встречаться с анонсами проектов прямо-таки галактического размаха: выдающиеся исполнители, кумиры разных стран, неизвестные России даже понаслышке, должны были покорить, удивить, восхитить┘ И по разным причинам не восхищали, после чего проект переставал казаться таким уж галактическим, а временами грозил даже превратиться в скандал. Однако сейчас перед нами совсем другая ситуация: событие, которое могло остаться в пределах столицы, с непостижимой скоростью развернулось гораздо более широко. На белых буклетах и программках символичными красно-синими цветами написано: 5-й Московский Пасхальный фестиваль. При этом попутно можно узнать, что он предполагает «более 90 мероприятий», участвует в нем более 1000 человек, а концерты проходят помимо Москвы еще в шестнадцати городах. Интересно, как он будет развиваться дальше? Так и представляется картина: петербургский оркестр под управлением Гергиева играет концерт Московского Пасхального фестиваля где-нибудь на берегу Нила, на следующий день – уже в Пекине, а через один – скажем, в Мехико. Хороший был бы Московский фестиваль! Это, конечно, шутки, но реальное расписание Мариинского шествия на прошлой неделе выглядело┘ похоже. В понедельник и вторник были концерты в Москве, к 100-летию Шостаковича; в среду – «Набукко» в Красноярске, в четверг – «Фальстаф» в Новосибирске, в пятницу – опять «Набукко», но уже в Ханты-Мансийске. График лихорадочный, и, с одной стороны, мы имеем великолепный фестиваль с необычайно разнообразной, насыщенной и вместе с тем логичной программой, с другой – едва ли можно себе представить, чтобы эта лихорадка не сказалась на исполнении. Во всяком случае, вечер оставил неоднозначные впечатления. По привычке ждали «гергиевского» стиля, блестящего, азартного, увлекательного, – а таким он был лишь изредка, в отдельных частях. Играли Первую и Пятнадцатую симфонии Шостаковича и Пятый фортепианный концерт Прокофьева (солист – Александр Торадзе). Нельзя не заметить, что выбор произведений очень изящен: первая и последняя симфонии, то, с чего автор начал, и то, чем он закончил (как ни странно, они редко звучат в один вечер). Пятый концерт, по-видимому, должен был иллюстрировать контекст, в котором творилась Первая симфония. Этого фортепианного концерта ждали с интересом: не так уж часто к нам приезжает из Америки Александр Торадзе, а между тем за рубежом о нем рассказывают легенды. Шумное восхищение вызывают и его концерты, и его диски, причем самой обсуждаемой стала как раз запись всех прокофьевских фортепианных концертов с Гергиевым и оркестром Мариинки, которая была сделана в 1998 году на Philips Classics. К сожалению, мечты о том, чтобы услышать живьем ту огнедышащую игру, которая действительно так хороша в этой записи, остались мечтами: концерт получился гладким и добротным, но не более того.

Между тем в зале с самого начала чувствовалась атмосфера события чрезвычайной важности. Торжественных речей не произносили, но приметы элитного мероприятия были налицо: со всех сторон неслась иностранная речь, в партере элегантно одетые джентльмены вели презабавные диалоги вроде следующих: «Смотри-ка: почему портрет Моцарта сбоку, а прямо по центру – Рубинштейн?» Поднявшись в амфитеатр, можно было увидеть совсем иную публику и услышать другие истории. Представительный мужчина рассказывал стайке молодежи: «Вот сейчас будут играть Пятнадцатую симфонию Шостаковича. А я был на ее премьере в 1972 году, в этом зале. Вон там, в шестом ряду, сидел Дмитрий Дмитриевич┘»

Когда Митя Шостакович окончил Первую симфонию, ему было 19 лет. Перед премьерой он, конечно, не спал, не ел и даже представить себе не мог, какой это будет успех. Тогда, в 1925 году, в симфонии больше всего понравилось заводное, азартное Скерцо, его и играли на бис. У Гергиева в оркестре огня на этот раз было меньше, чем обычно, быстрые части почему-то поблекли и потеряли живость, но при этом великолепно получилась медленная. И когда потом зазвучала Пятнадцатая, в ее медленных эпизодах невольно слышались тайны и катастрофы Первой, и это было неожиданно и свежо: совершенно разные симфонии вдруг оказались похожими, как ветки одного дерева. А к финалу Пятнадцатой оркестр собрался, и загадочное Allegretto было исполнено и деликатно, и вдохновенно. Есть очень разные толкования этой музыки. В ней много цитат и «игрушечных», механических интонаций, которые иногда называют зловещими. Но у Гергиева финал не был зловещим, у него получился золотистый, потрескивающий, тихонько звенящий мир, в котором уже нет человека, а тепло его осталось.

Это был запоминающийся вечер, но от него ждали большего. Будет жаль, если причина действительно в фестивальном графике, и многочисленные разъезды оркестра лишат нас возможности слышать, как он играет в полную силу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1114
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3030
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1711
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2059

Другие новости