В Калифорнии Арнольд Шварценеггер по-прежнему популярен не только как актер, но и как политик. Фото Reuters
Этой осенью в США произойдет знаковое событие: самый известный «политический пенсионер» Калифорнии, а может, и всей страны, звезда Голливуда 78-летний Арнольд Шварценеггер вернется к активной деятельности. Он намерен возглавить борьбу против изменений границ избирательных округов, которые инициировали обе партии, Демократическая и Республиканская. Как не без оснований считают многие в Америке, перекройка округов приведет к тому, что изменится вся американская политическая система. В Конгрессе одна из партий получит решительный перевес над другой. Фактически в стране сложится однопартийная система, что, по мнению Шварценеггера, подорвет американскую демократию, которая основана на том, что власть не может концентрироваться в одних руках.
Джерримендеринг – это слово сейчас весьма популярно в лексиконе американских политологов и политиков. Им обозначают изменение границ избирательных округов, которое в США обычно производится раз в 10 лет на основании переписи населения и является очень важным процессом. Дело в том, что большинство американцев консервативно в своих политических предпочтениях. Бывает, что целые семьи поколениями голосуют за демократов или республиканцев. Поэтому предположить, какой район какую именно партию или кандидата от нее поддержит на выборах, очень несложно. Теперь же провести такого рода реорганизацию округов в ряде штатов решено досрочно. Первым данный вопрос поднял Техас, штат, где в органах власти большинство у Республиканская партия. С ее подачи здешние округа перекроили так, что на промежуточных общенациональных выборах 2026 года республиканцы получат в Конгрессе дополнительные места. Эту инициативу однопартийцев одобрил лично президент США Дональд Трамп. Демократы возмутились и решили ответить симметрично. В Калифорнии, где они доминируют, принято решение перекроить округа уже в их пользу. Поскольку законы штата требуют, чтобы подобные вопросы решались на референдуме, он назначен на 4 ноября этого года. Тут-то и вмешался Шварценеггер.
С 2003 по 2011 год он, как известно, был губернатором Калифорнии, став одним из немногих представителей Республиканской партии, сумевшим оказаться на этом посту. Шварценеггер руководил штатом два отведенных законом срока и потом решил, несмотря на множество предложений, не продолжать политическую карьеру. А теперь передумал, несмотря на возраст и не лучшее состояние здоровья (он в прошлом году перенес операцию на сердце).
Шварценеггер решил возглавить агитационную кампанию, цель которой – убедить калифорнийцев проголосовать против перекройки избирательных округов. Это одна из двух таких кампаний, проводимых в штате республиканцами. Первую инициировали сторонники Трампа. А Шварценеггер представляет ту немногочисленную часть партии, которая недовольна действующим президентом.
Трампа киноактер-политик откровенно не любит. В сети широко разошелся ролик, записанный Шварценеггером 15 августа, после встречи российского и американского президентов на Аляске. В нем о Трампе сказано немало нелестных слов. Поведение хозяина Белого дома на встрече с Владимиром Путиным Шварценеггер назвал позорным. Теперь же он критикует Трампа за поддержку инициативы техасских республиканцев. Посыл агитационной кампании Шварценеггера прост: избирательные округа нельзя трогать ни в одном штате, иначе пример будет заразительным. Факты вроде бы подтверждают его правоту. По крайней мере в 10 штатах обсуждается идея перекройки округов.
«Практика показывает, что за последние десятилетия Америка всегда, что называется, при любой погоде почему-то расколота надвое. Всегда у демократов или республиканцев есть минимальное преимущество в Конгрессе. В этих условиях, конечно, есть великий соблазн, ничего не меняя в своей стратегии и программах, получить абсолютное большинство в законодательном органе просто за счет перекройки избирательных округов», – объясняет в комментарии «НГ» ситуацию главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Сторонники перемен, против которых выступает Шварценеггер, указывают на исторические прецеденты. Еще в 1960–1970-х годах в законодательных органах власти безраздельно доминировали демократы и никто не говорил, что Америка скатывается к диктатуре. Противники данной точки зрения упирают на то, что тогда в президентском кресле не было никого похожего на Трампа – человека с большим самомнением и склонностью к радикальным действиям. В ноябре на примере Калифорнии будет видно, чьи аргументы весомее. Сыграет ли какую-то роль в их выборе позиция Шварценеггера? Возможно, да, а возможно, и нет. С одной стороны, его в штате уважают, с другой – он республиканец, пусть и не трампист. А настроения калифорнийцев давно уже качнулись в сторону демократов. Маловероятно также, что Шварценеггер сможет возглавить внутрипартийную оппозицию и бросить вызов Трампу. Все-таки годы и здоровье не те, да и его популярность за пределами Калифорнии сравнительно невелика.