0
1035
Газета Культура Интернет-версия

16.04.2007 00:00:00

Не быть ему негром преклонных годов

Тэги: скинхедды, кино, панин, гагарин


скинхедды, кино, панин, гагарин Он русский, и это многое объясняет.
Кадр из фильма «Внук Гагарина»

Вы знаете, что в российских детских домах воспитанники носят модные трусы-шортики, нараспев читают наизусть километрами Лермонтова и говорят афоризмами? Они очень чистенькие и благополучные, хоть, как говорят, пьют, курят и ругаются матом. Но, глядя на них, не поверишь ни в жизнь. Похоже, у них радостное настоящее и светлое будущее, и даже чернокожий мальчик по имени Гена Гагарин, выдающий себя за внука первого космонавта (тот, дескать, заезжал в Камерун и перед его бабушкой не устоял), чувствует себя здесь вполне комфортно, как тот чернокожий младенец из фильма «Цирк».

Разбирать художественные удачи и недостатки фильма «Внук Гагарина» (режиссерский дебют Андрея Панина), в котором нет «художества» как такового, смысла никакого. Пусть все это останется за кадром, а на совести авторов пусть останется то веселое вранье, что они развели вокруг такой больной, тяжелой и безнадежной темы, как дети-беспризорники.

По сюжету неизвестно как оказавшегося в российском детском доме чернокожего мальчишку Гену забирает к себе неожиданно объявившийся сводный брат, талантливый, порядочный, бедный, но гордый художник Федор (Геннадий Назаров). У порядочного художника почему-то в лучших друзьях – убежденный расист Толян (Андрей Панин), готовый с ходу придушить всякого инокожего и держащий где-то на чердаке целую команду молодых скинхедов. «Убирайся отсюда, черножопый, Россия – для русских», – как обычно, вращая глазами и скрежеща зубами, гундит Панин. «Русский – это не цвет жопы, а состояние души», – отчеканивает мальчик, чем ставит стареющего скинхеда в тупик. Надо ли говорить, что под влиянием Гены Толян перевоспитается и, когда Федор в силу обстоятельств решит сдать мальчика обратно в детдом, убедительной красивой тирадой заставит легкомысленного художника бежать за братом. Последняя сцена: в чистом снежном поле лежит замерзающий, умирающий Гена. К нему, проваливаясь в снегу, бегут двое – расист Толян и все-таки порядочный художник Федор.

Да не сочтут это брюзжанием и ханжеством, но для всего есть время и место. Стряпать комедию о жизни чернокожего мальчика в стране, засиженной скинхедами, да когда еще чуть ли не каждый день читаешь о побоях и убийствах людей с другим цветом кожи в городах российских, – это, знаете ли, полное наплевательство на все, кроме своих художнических амбиций. Только если они у тебя есть, эти амбиции, – не подставляйся так. Ладно, наворотил вранья, но хотя бы поставь точку там, где еще можно это сделать. Если бы, несмотря на общий комедийный тонус фильма, последним кадром стал бы брошенный замерзающий мальчик, можно было бы простить все полтора часа глумленья. Потому что здесь был бы намек на правду. Есть вещи, за которые, если нет вкуса и такта, лучше вообще не браться. Почти счастливое детство воспитанников «Республики ШКИД» Геннадий Полока снимал в советские времена, когда обо всех потугах советской власти – или хорошо, или ничего. Развесело-разудалая комедия из жизни беспризорников «Даешь радио!» была снята Сергеем Юткевичем вообще в 20-е годы. Это ладно, тогда по-другому и правда нельзя было. Но сейчас – что мешает? Почему позволительно корчить рожи перед лицом проблемы, тянущей на национальную катастрофу? Будем в сторону Голливуда кивать – мол, почему им можно, а нам нельзя? Да, им можно, а нам нельзя. Потому что Америка – благополучная страна и в конечном итоге способна залечить немногочисленные язвы. Россия – вся в язвах, никто не знает, как их лечить, да никто и не хочет их лечить. А художники тем временем будут эти язвы украшать помпончиками и рюшечками и хохмить в духе мистера Бина.

Кто-нибудь может себе представить судьбу чернокожего мальчика из детдома в России? Есть несколько вариантов, но каждый из них неминуемо приведет либо на зону, либо под нож скинхеда, либо в братскую могилу от передоза или паленой водки. Если чернокожий мальчик-сирота в России доживет до двадцати, можно считать, ему повезло. Но стать негром преклонных годов ему скорее всего не суждено.

Достаточно того, что нам заморочило голову телевидение. Достаточно того, что власти всеми силами уводят людей от реальных проблем, забивая им мозги дребеденью вроде скандала чуть ли не на государственном уровне вокруг «Детей Розенталя». Дорогие художники, вы хотите помочь? Ну тогда давайте, подключайтесь. Уже подключились. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»? Полноте, иногда очень даже дано. Равнодушие, с которым у нас и так все в порядке, лишь лучше убаюкивает лживыми заверениями «а в остальном, прекрасная маркиза»...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ временно доминирует в государственном телеэфире

КПРФ временно доминирует в государственном телеэфире

Дарья Гармоненко

Закон о равном освещении деятельности партий власть продолжает использовать лишь в своих интересах

0
822
Россия собирается обновить устаревший танкерный флот

Россия собирается обновить устаревший танкерный флот

Ольга Соловьева

На поддержку отечественного судостроения выделят 500 миллиардов рублей

0
1097
Адвокатская тайна в законе только обозначена

Адвокатская тайна в законе только обозначена

Екатерина Трифонова

У представителей региональных палат нет реальных полномочий для защиты коллег

0
940
Льготные кредиты на образование будут выдавать только на приоритетные специальности

Льготные кредиты на образование будут выдавать только на приоритетные специальности

0
630

Другие новости