Читайте, листайте, разглядывайте картинки!
Фото Натальи Киреевой (НГ-фото)
В конце января исполняется 150 лет со дня рождения А.П.Чехова. 26-го в МХТ имени Чехова пройдет торжественный вечер, на следующий день большая команда актеров отправится в «третьем классе» в Елец дорогой Нины Заречной, конференции пройдут в Доме Пашкова и в МГУ. «Независимая газета» этому важному событию посвятила специальный номер журнала «Станиславский», который только что вышел из печати.
Журнал «Станиславский» не выходил почти целый год, как будто копил силы для нынешнего «чеховского рывка». Специальный номер журнала, целиком посвященный Антону Павловичу. Начав работу, больше всего мы боялись впасть, как в ересь, в «чеховскую интонацию». Мне нравится эта история, я люблю ее рассказывать: на один из первых Чеховских фестивалей приехала большая группа американцев. То ли они опоздали на спектакли «по Чехову», то ли их в тот раз в афише не оказалось, выяснилось, что единственное, на что они попадали, – «Вишневый сад» у Дорониной. Посмотрев, они были в восторге. В ходе же расспросов выяснилось, что по какому-то их стойкому убеждению, всякое настоящее произведение искусства непременно должно содержать некоторое количество скуки. А тут они ее хлебнули сполна и решили, что спектакль – не просто хороший, но выдающийся. Вот этой «чеховской интонации» хотелось избежать. Кажется, нам удалось, поскольку в итоге к сотрудничеству удалось привлечь и наших, и ненаших. Показалось важным, чтобы в чеховском номере участвовали драматурги, причем те, кто делает театр, кто влияет на него, ну и конечно – тех, кому Чехов или по душе, или, напротив, сильно наперекор. В «Станиславском» опубликованы специально для нашего журнала написанные пьесы (они небольшие) Максима Курочкина (он – автор пятого акта «Вишневого сада»), Николая Коляды, Василия Сигарева, монологи Евгения Гришковца – о том, как он собирался в детстве спасти Фирса, а также Ивана Вырыпаева, Леонида Зорина, а также «их» – канадца Робера Лепажа (он пишет, почему никогда не ставил «Трех сестер»), француженки Ясмины Реза, ирландца Байана Фрила.
Любому редактору ясно: журнал получился, если в нем есть хоть одна «бомба». Бомбардировать Чеховым? Как-то странно, но, начиная делать журнал, мы в редакции и не подозревали, как много нового можно узнать о человеке и писателе, в общем, знакомом, кажется – хорошо знакомом. Но благодаря Галине Федоровне Щёболевой, директору Дома-музея Чехова на Садовой-Кудринской, появился материал о путешествии Чехова в Коломбо. Выяснилось, что, попав в сильный шторм, когда крен корабля был уже критическим, Чехов со своим новым товарищем мичманом Глинкой собрались «за компанию» покончить с собой, чтобы не достаться акулам... Одна из сенсаций номера – диалог двух режиссеров, Римаса Туминаса и Валерия Фокина. Кто-то из людей театральных, узнав, что нам удалось встретить их на территории Дома актера, философски заметил: уже не важно, что они говорят, – мол, театральный сюжет этой встречи, имея в виду, что первый мог в прошлом году покинуть стены Вахтанговского театра, а второго, как говорили уже в Москве, прочили на место худрука, – этот сюжет сам по себе интересен. Между прочим режиссеры, к слову, поговорили и об этой истории, но быстро закрыли тему, сочтя сюжет – не чеховским. Зато в финале встречи Валерий Фокин предложил Римасу Туминасу поставить вместе спектакль. По Чехову. Получится или нет – бог его знает. Предложение, не скрою, не просто заманчивое, но творчески увлекательное.
О Чехове в журнале говорят первые актеры сегодняшнего русского театра. Олег Табаков рассказывает о своей работе как актера, а потом и как режиссера – над «Механическим пианино». Александр Калягин дал для публикации странички из своего дневника, который – впервые в жизни – вел во время съемок «Неоконченной пьесы...», Никита Михалков рассказывает об этой своей работе... Сергей Маковецкий отправился с корреспондентом «Станиславского» в Мелихово, чтобы там, среди чеховских вещей, поговорить о Чехове вообще и в частности о работе над ролью Войницкого в спектакле «Дядя Ваня».
Казалось бы – какие могут быть новости «о Чехове»? Но тут режиссер Николай Михайлович Шейко «кстати» подбросил историю о том, как Гвоздицкому досталась роль Тузенбаха без главных финальных слов, которые барон произносит перед тем, как навсегда уйти на дуэль, и как актер переписал всю роль от руки, слово за словом и играл как монолог. А Наталия Якубова прислала из Венгрии несколько историй о восточноевропейских премьерах, предложив, в частности, зайти на сайт спектакля «Оне» по «Трем сестрам» во вроцлавском театре и послушать метафизические стуки – в финале спектакля некий рабочий бесконечно дробит свой камень. И т.д. Устав читать, можно просто получить удовольствие от комикса в исполнении Людмилы Петрушевской, у которой Толстой приносит в подарок Чехову пенсне, которое отнял у Софьи Андреевны. Читайте, листайте картинки.