0
1554
Газета Культура Печатная версия

27.09.2011 00:00:00

Бродский осветил подземелье

Тэги: выставки, москва


выставки, москва Дети подземелья.
Эскиз Александра Бродского к проекту CISTERNA

CISTERNA – очередной спецпроект 4-й Московской биеннале современного искусства, который уводит подальше от городского центра, в зону индустриального пейзажа. Архитектор и художник Александр Бродский преобразовал пространство бывшего коллектора, обыгрывая идеи света и пустоты и развивая эстетику прежних своих работ. Одновременно его CISTERNA, как сообщают организаторы, дает старт COLLECTOR GALLERY – площадке, которую предполагается задействовать под художественные, музыкальные и театральные события.

От Бродского ждешь чего-то поэтичного – даже если пробираться к этому придется через унылую промзону и не своим ходом. Даже если спускаться потом надо на несколько ярусов под землю. Там в гулком забетонированном коллекторе развеваются на окнах занавесочки, проливая в подземелье свет. Как архитектор Бродский изменил пространство, закрыв верхний свет из люков-окон, как художник – перенаправил этот свет, «нарисовал» его там, где было нужно именно ему. Никаких окон ведь на стенах быть не может – все под землей. Он создал иллюзию.

Свет за трепещущими шторками иррационален – откуда ему там взяться – так же, как он был, в общем-то, иррационален в «Дороге». В прошлом году эту инсталляцию наградили Премией Кандинского как «Проект года»: «Дорога» двигалась по жизни, оставаясь неподвижной физически, между рядами коек-нар, между столами со взвизгивающими в «железнодорожных» стаканах ложками, между колышущимися так же белыми тряпочками, сквозь которые шел свет. Где рацио спит, просыпается та самая поэтика. Полузаброшенное, как бы восставшее из серого (здесь – бетонного) праха пространство для Бродского привычно – здесь оно уже было готово, но прежде он сам многажды создавал его из глины и в меньших масштабах – в домах-фабриках, домах-руинах, домах-кораблях (только что художник сделал такой для выставки в Доме на набережной). Его метафоры собраны из минимума средств – пространство и свет, даже цвет в них часто «приглушен».

На этот раз Бродский включил звук. Тревожный, то протяжный, то булькающий, он заполняет цистерну чьими-то не то голосами, не то всхлипами. Бродский тут работает с site-specific art – в параллель можно припомнить его же «Ротонду» или «Большой адронный коллайдер» Николая Полисского, но то все же не чистые образцы жанра, поскольку в общем-то транспортабельны. Сам художник в связи с нынешним проектом рассуждает о «Большом Городе с его тайными пространствами и бесконечно исчезающим духом», о terra incognita. Раз так, то и в цистерне он, похоже, ищет genius loci.

Что касается более конкретного наполнения пространства цистерны, того, как новая площадка собирается функционировать впредь, тут пока больше белых пятен, на которые инсталляция Бродского, увы, не способна пролить свет. Известно, что инициатор создания галереи – Алексей Жаворонков, владелец фото- и видеостудии, располагающейся здесь же. Известно также, что помещение это используется – или по крайней мере использовалось прежде, в Интернете можно найти предложение аренды – как место для банкетов. Концепция нового проекта до конца не определена – по словам Жаворонкова, пространство коллектора отдадут для выставок, музыкальных и театральных мероприятий (причем последние будут ориентированы на достаточно камерную аудиторию, то есть станут фактически закрытыми). Детали сейчас не раскрывают. В планах – показать фотопроект покойного Александра Сидорова, одного из издателей знаменитого журнала неофициального искусства «А-Я», издававшегося в Париже с 1979-го по 1986-й. Жаворонков рассказывает, они с Сидоровым были партнерами по фотостудии. «Круг художников «А-Я» поддерживает эту историю, и вероятнее всего, его участники будут здесь представлены», – заключил Алексей Жаворонков.

Впечатление такое, будто пространство с обогатившей его метафорой Бродского решили побыстрее подверстать к длинному списку спецпроектов биеннале. Но если с содержанием этого пространства, с тем, как наполнить метафору, окончательно не определились, может, и не стоило? Все-таки спецпроект предполагает некую завершенность мысли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Олег Никифоров

Федеральный президент ФРГ выступил с речью о необходимости извлечь уроки из истории нападения  Германии на СССР

0
1004
С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

Алла Хемлин

0
797
Шаг вперед, два назад, флот в океане, пушки в поле

Шаг вперед, два назад, флот в океане, пушки в поле

Россия продолжает демонстрировать возрастающие возможности Вооруженных сил

0
2669
Конец эпохи Меркель

Конец эпохи Меркель

Владимир Иванов

Спецслужбы обеспокоены ростом правого экстремизма

0
1134

Другие новости

Загрузка...