0
2594
Газета Культура Печатная версия

19.09.2021 18:27:00

Красотки на Дону

«Сильва» покорила зрителей шестого фестиваля «Видеть музыку» богатым антуражем

Тэги: музыка, опера, фестиваль


музыка, опера, фестиваль Предоставлено пресс-службой фестиваля

Справив свой первый юбилей в прошлом году, не убоявшись пандемии, фестивальное детище оперного режиссера Георгия Исаакяна (худрука «Видеть музыку») уверенно вступило во вторую пятилетку своего бытия. Нынешний фестиваль продлится два месяца – масштабы его столь же впечатляющи, как и на предыдущих смотрах. Программа обширна, если не грандиозна – спектакли всех жанров музыкального театра со всех концов России и даже из-за рубежа (Казахстан, Узбекистан, Донецк) будут показаны на столичных площадках наступившей осенью. Московские музыкальные театры также не остались в стороне – участвуют все.

Первыми фестивальную афишу открыли гости из Ростова-на-Дону – театр с юга России привез в Москву целых три своих спектакля, практически репрезентативно представив всю палитру своих жанровых устремлений. Балет «Спартак», оперетта «Сильва» и опера «Турандот» призваны продемонстрировать, что все вектора классического музыкально-театрального искусства в Ростовском музтеатре представлены равноправно и развиваются успешно.

Наибольший интерес вызывало именно второе название. Во-первых, у Ростовского музтеатра богатейшие опереточные традиции, да и вообще этот жанр был и остается горячо любимым на юге страны. Во-вторых, название уж больно амбициозное – символ жанра оперетты знавал множество интерпретаций, обращаются к нему очень часто и сегодня – буквально в июне состоялась премьера в Московском театре оперетты, весной на «Золотой маске» гостила в столице противоречивая версия Свердловской музкомедии, да и на нынешнем фестивале «Видеть музыку» помимо ростовского театра свой вариант покажет театр «На Басманной». Ну и, в-третьих, жанр оперетты в целом переживает сегодня нелегкие времена – новых произведений практически не создается, а интерпретация классики нередко вызывает недоумение – или своими архаизмом и клишированностью, или неуместным новаторством.

Ростовская «Сильва» (театр выбирает привычное советское название «Королевы чардаша») – это гранд-оперетта в трех актах, поставленная с размахом (премьера состоялась в 2019-м). Более всего в ней впечатляет сценография маститого Вячеслава Окунева, сочетающая изящество эпохи модерн с витиеватыми бесконечными лестницами, колоритную роскошь кабаретного закулисья, явленную в многочисленных и богатых костюмах (художник по костюмам Наталья Земалиндинова) и светильниках а-ля Сваровски (художник по свету Ирина Вторникова), и умелую работу с видеоконтентом (видеорежиссер Вячеслав Шестак) – именно за счет нее удается подчеркнуть дух эпохи, дух самого опуса, в котором горьковатый привкус декаданса постоянно переплетен с бодрящим оптимизмом. Виды Будапешта и венских интерьеров получились у постановщиков отлично, в особенности когда последние вдруг получают решение в стиле нуар – такой акцент авторы спектакля делают в моменты сценической ностальгии.

В своей же основе спектакль Анастасии Неговоры можно отнести скорее к классическим, традиционным – нюансы и акценты есть, есть небольшие новшества в разговорных текстах, но в целом все предельно узнаваемо. Пожалуй, лишь матушка главного героя княгиня Александра Воляпюк – бывшая королева чардаша по прозвищу Соловей – оказывается особой менее расчетливой и более романтически настроенной и дружелюбной, чем ее обычно показывают в других версиях оперетты.

Спектаклю не откажешь в динамике, которая нарастает по ходу действия, – возможно, тут сказалась первоначальная притирка труппы к условиям гастрольного проката, которые всегда предполагают сюрпризы (например, на Новой сцене Большого театра нет круга, которой ростовской «Сильве» очень был бы нужен, соответственно требовалась адаптация). Профессионально поставлены и не без драйва исполнены танцевальные номера (хореограф Надежда Калинина). Не все они получились удачными, но необходимый мотив живости в оперетте они поддерживают.

Важнейший момент любой режиссуры – это работа с артистами, выстраивание образов. Тут есть как явные достижения, так и не слишком удачные моменты. Абсолютно органичны в опереточном жанре ростовские оперные звезды Петр Макаров (Ферри) и Евгения Долгополова (Александра) – не чувствуется тяжеловесности и нарочитости, напротив, артисты сумели найти нужный баланс между оперной значительностью и опереточной грацией и легкостью. Убедила и комическая пара, живая и непосредственная, ладно танцующая и поющая приятными голосами, – Анна Гаджиева (Стасси) и Шамхал Хачатурян (Бони). Больше всего вопросов, как обычно, к центральной паре. Татьяна Климова (Сильва) поет и играет мастеровито, ее героиня грациозна и элегантна, однако ее сопрано недостаточно примадонское для столь знаковой партии, требующей, по сути, большого оперного вокала. О молодом баритоне Иване Шонине (Эдвин) можно сказать все то же, но с обратным знаком – гибкости и легкости актерскому решению пока сильно недостает, а красивый и звучный баритон певца грешит псевдооперным пережимом и неважной дикцией.

Коллективы Ростовского музтеатра в целом порадовали – в хорошей форме кордебалет, достойно звучит хор (хормейстер Елена Клиничева), оркестр прекрасно вжился в стилистику поздней венской оперетты, выдает звука ровно столько, сколько нужно, не пережимая и не гремя, добиваясь своего рода галантности звучания (дирижер Михаил Пабузин). Ростовскую «Сильву» не назовешь открытием, спектаклем, который переворачивает представления и заставляет о себе говорить, но после него остается приятное послевкусие не зря потраченного вечера.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Паяцы" под небом голубым. Премьерой оперы Руджеро Леонкавалло Казанский оперный театр открыл сезон

"Паяцы" под небом голубым. Премьерой оперы Руджеро Леонкавалло Казанский оперный театр открыл сезон

Наталья Кожевникова

0
1351
Мироздание как стройный ансамбль

Мироздание как стройный ансамбль

Анастасия Волчкевич

Вечер-концерт поэта, музыканта и математика Максима Волчкевича

0
315
Назначены «Есенинские встречи»

Назначены «Есенинские встречи»

Виктория Орлова

Новый праздник поэзии и музыки в подмосковной Балашихе

0
219
Москвичи готовы заниматься спортом днем и ночью

Москвичи готовы заниматься спортом днем и ночью

Роман Каширин

Новый столичный фестиваль для активных горожан планируют сделать традиционным

0
1141

Другие новости

Загрузка...